В Иркутске состоялась презентация Восточно-Сибирской железной дороги, посвященная первой годовщине ОАО "РЖД". Представители исполнительной власти Иркутской области и Республики Бурятия, Некоммерческого партнерства товаропроизводителей, Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, Союза лесопромышленников, компаний "ЮКОС" , "СУЖ" , "Илим Палп Энтерпрайз" , "Братского алюминиевого завода" и других обсудили дальнейшее сотрудничество с железной дорогой и подписали транспортный меморандум.
- Минувший год, - отметил на встрече начальник дороги Александр Тишанин, - был одним из самых сложных и ответственных. Мы были обязаны не только запустить новые организационные и финансовые механизмы управления дорогой. Нам предстояло продемонстрировать как руководству регионов, так и клиентам, партнерам, конкурентам - всему бизнес- сообществу, что переход из федеральной структуры в крупнейшую железнодорожную коммерческую Компанию не только не отразился на взаимодействии с регионами, но и дал возможность эти связи укрепить.
За год объемы перевозок на Восточно-Сибирской увеличились почти на восемь процентов, или на 3, 5 миллиона тонн. По объемам погрузки магистраль занимает восьмое место на сети дорог, а по начислению выручки -третье.
На магистрали разработана и утверждена Стратегическая программа развития до 2010 года. По прогнозам, общий объем отправления грузов по сравнению с 2003 годом возрастет за это время более чем на сорок процентов. Значительно увеличится перевозка нефтепродуктов, угля, леса, железной руды, алюминия.
С ростом объемов промышленного производства и появлением новых крупных компаний-перевозчиков увеличились и объемы оказания им транспортных, ремонтных и информационных услуг. Например, за девять месяцев железная дорога отремонтировала около шести тысяч вагонов промышленных предприятий и компаний-операторов против 2, 5 тысячи в прошлом году. Значительно вырос ремонт подъездных путей предприятий-собственников.
Компании-перевозчики стали активнее вкладывать свои капиталы в развитие железнодорожного транспорта. Им уже принадлежит почти 30 процентов вагонного парка. Только в первом полугодии этого года они закупили 15 тысяч вагонов. Тем самым снята нагрузка на парк дороги.
По словам Александра Тишанина, стало легче договариваться и с зарубежными партнерами. Резко увеличивается экспорт нефти, стабильно растут контейнерные перевозки, развиваются транспортные коридоры. Появились планы строительства Северо-Сибирской железной дороги, а ведь о сооружении новых дорог в последние двадцать лет только мечтали. Налажен сквозной пропуск с Красноярской дороги на Забайкальскую поездов весом шесть тысяч тонн и более.
Одной из значимых перспектив Восточно-Сибирской магистрали в 2005 году станет развитие железнодорожного пути к Чинейскому месторождению полиметаллов. 30 сентября президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев и председатель совета директоров компании "Базовый Элемент" Олег Дерипаска подписали соглашение о взаимодействии и об организации рабочего движения на участке Новая Чара - Чина с целью достройки этого подъездного пути. Завершение проекта, начатого в 1998 году, позволит увеличить грузоперевозки по БАМу, создать новые рабочие места и сделать весомее налоговые поступления в региональные бюджеты.
Новым направлением в корпоративной региональной политике стал переход от заключения соглашений к договорам по конкретным видам деятельности между железными дорогами и администрациями субъектов Российской Федерации. Результатом совместной работы можно назвать увеличение отправления грузов и пассажиров, рост компенсации убытков дороги от перевозки пассажиров в пригородном сообщении, предоставление льготного тарифа на электроэнергию для тяги поездов.
Сегодня железные дороги являются одними из бюджетообразующих предприятий многих регионов страны. Так, доля налоговых отчислений в бюджете Читинской области составляет 30 процентов, Республики Бурятия - 17, а Иркутской области - 10 процентов. Только за девять месяцев 2004 года Восточно-Сибирская перечислила в бюджеты трех субъектов Российской Федерации около пяти миллиардов рублей, что в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Кроме того, Восточно-Сибирская магистраль постоянно сотрудничает с администрациями муниципалитетов. Наглядными примерами такого сотрудничества могут служить достройка при долевом участии жилых домов, обустройство привокзальных площадей, создание новых рабочих мест. В городе Нижнеудинске после введения в эксплуатацию завода по ремонту железнодорожных цистерн обеспечены работой дополнительно почти полторы тысячи местных жителей. До восьми тысяч человек возрос штат Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода.
Не секрет, что проблема трудовой занятости населения особенно остра на бескрайних просторах Сибири. Ее решение, по словам начальника дороги, как раз и позволяет достичь той социальной стабильности, о необходимости которой неоднократно заявляли руководители страны и сибирских регионов. Восточно-Сибирская магистраль немало делает для решения этой проблемы. Сегодня только по списочному составу на дороге трудятся более 61 тысячи человек.
В первый год работы в качестве филиала акционерного общества создано 1100 новых рабочих мест, из них 288 - для обслуживания Северо- Муйского тоннеля, 291 - на вновь созданных отделениях дороги, 238 - для организации работы на новых поездах. Железная дорога не только связывает сибирские регионы с Центром и один с другим. Она инвестирует средства в то, что не измерить в цифрах, гарантирует людям уверенность в завтрашнем дне.
В Восточно-Сибирском транспортном меморандуме отмечено, что итоги первого года работы ОАО "Российские железные дороги" в новых условиях показали правильность основных направлений структурной реформы на железнодорожном транспорте. Создан надежный фундамент для дальнейшей работы, для развития тесного сотрудничества участников транспортного рынка, органов государственной власти и представителей бизнеса Восточной Сибири.
***
Переход из федеральной структуры в крупнейшую железнодорожную коммерческую Компанию не только не отразился на взаимодействии с регионами, но и дал возможность эти связи укрепить.
Иркутск.