Как ни хотели власти сделать все по-тихому, новость стала достоянием гласности: 26-летний сын председателя российского правительства Петр Фрадков на днях назначен заместителем генерального директора Дальневосточного морского пароходства (ДВМП).
Сразу оговоримся: ничего плохого лично о Фрадкове-младшем мы сказать не хотим. У него за плечами завидное образование: МГИМО, специальность "мировая экономика", знание трех иностранных языков. Его нынешние и прошлые начальники характеризуют молодого человека как воспитанного, сдержанного, обучаемого. Он не замечен в обществе "золотой молодежи", за ним не тянется череда скандалов... Но при всем том остается малоприятный вопрос: как может человек в столь юном возрасте, имеющий за плечами минимальный производственный опыт (причем отнюдь не в транспортной отрасли), войти в число высших руководителей одной из крупнейших в стране морских компаний? Ответ на этот вопрос очевиден, как бы ни заявлял глава ДВМП Евгений Амбросов, что "отец не лоббировал назначение сына".
Полезные знакомства
Странное совпадение: буквально за несколько дней до назначения Фрадкова-младшего Фрадков-старший впервые за время своего премьерства публично занялся проблемами судоходства. Он провел в Архангельске выездное заседание морской коллегии. Конечно, из этого вовсе не следует, что "по случаю" премьер трудоустроил своего старшего сына. Вполне возможно, что ему даже не пришлось снимать трубку телефона, чтобы договориться о высокой должности для Петра. В какой-то степени это подтверждается и тем фактом, что в Минтрансе (судя по неформальным разговорам с рядовыми сотрудниками) об этом "громком" назначении ничего не ведали. Однако рядом с сыном Фрадкова нашлись люди, которые позаботились о его карьере.
В качестве "благодетелей" Петра Фрадкова чаще всего называют двух человек - Евгения Амбросова и Сергея Генералова. Первый - генеральный директор ДВМП, второй - его фактический владелецг Само пароходство - частная судоходная компания, третья по величине в России. В ее составе более 70 судов, включая контейнеровозы, рефрижераторы и ледоколы. Более 6о процентов акций ДВМП принадлежит кипрской фирме SVG Holding Ltd, чьи интересы в России представляет группа "Промышленные инвесторы". Последней владеет бывший министр топлива и энергетики, а также бывший депутат Госдумы Сергей Генералов.
Надо сказать, что первым и единственным местом работы Петра Фрадкова до сих пор был Внешэкономбанк, где он занимал должность заместителя представителя в США. По словам экспертов, близких к банку, должность эта своего рода синекура. Она не предполагала со стороны работника каких-то руководящих талантов и сверхвысокой ответственности. Зато идеально подходила в качестве стартовой площадки для амбициозного и хорошо обученного молодого специалиста.
Как бы то ни было, говорят, именно здесь пересеклись пути Фрадкова-младшего с Амбросовым, занимавшим в ту пору пост заместителя генерального директора "Севморфлота". Эта организация была клиентом Внешэкономбанка. Амбросов познакомил Фрадкова с Генераловым, который сразу оценил перспективность потенциального сотрудника. Специально под него в пароходстве была основана новая должность - заместитель гендиректора по новым проектам. Что касается самих этих "новых проектов", то они большого секрета не представляют.
Генералов в последнее время всерьез был увлечен развитием контейнерных перевозок, именно на этом пути видя залог динамичного развития компании. Основным перспективным проектом ДВМП на сегодня является создание совместного с Российскими железными дорогами предприятия "Русская тройка", которое планирует привлечь максимальное количество контейнерных грузов на российский транспортный коридор Запад - Восток. О будущих оборотах "Русской тройки" свидетельствует тот факт, что доли ДВМП и РЖД в уставном капитале совместного предприятия - по 20 млн. долларов. Еще около 80 млн. долларов компании намерены вложить в производственные мощности "Русской тройки" - контейнеры и железнодорожные платформы.
Руководство вахтовым методом
Уже известно, что местом дислокации Петра Фрадкова будет Москва. Его первое посещение центрального офиса ДВМП во Владивостоке заняло лишь несколько дней. Почти сразу после представления сотрудникам предприятия новый топ-менеджер вылетел домой, в столицу, где и будет проводить большую часть времени.
Впрочем, для ДВМП "вахтовый метод" работы топ-менеджеров в последние годы стал общепринятой практикой. И гендиректор Евгений Амбросов, и ряд его замов проводят во Владивостоке, который хорошо известен своими коммунальными катаклизмами (на днях здесь вновь начались массовые отключения холодной и горячей воды), лишь незначительную часть своего рабочего времени.
Этим примеры централизации управления в ДВМП не ограничиваются. В середине июля пароходство перешло на налоговый учет в Межрегиональную инспекцию Министерства по налогам и сборам РФ N6 в Москве. С этим фактом, ставшим своего рода кульминацией многомесячной кампании по перераспределению финансовых потоков ДВМП, многие в Приморье и связывают назначение Петра Фрадкова. Дело в том, что в последнее время у руководства компании возникли серьезные трения с краевыми властями. Примерно четыре месяца назад на одном из закрытых совещаний губернатор Приморья Сергей Дарькин даже распорядился "как следует поработать с крупными транспортными компаниями края, которые используют схемы минимизации налогов".
Определенные основания для таких распоряжений действительно были. Так, по сообщению пресс-службы ДВМП, "в 2003 году выручка компании превысила 10 млрд. рублей". Однако официально в бухгалтерском балансе пароходства за тот же период времени значится намного более скромная сумма - 5, 512 млрд. рублей. Такое расхождение в цифрах почти наверняка связано с тем, что в своей деятельности ДВМП активно использует большое количество аффилированных и агентских компаний, на счетах которых и остается львиная доля выручки. Впрочем, некоторые приморские аналитики считают, что работа с дочерними структурами и офшорными компаниями для ДВМП является едва ли не единственной возможностью для модернизации флота и повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Правда, для краевых властей куда важнее не развитие компании, а текущие налоговые платежи. В этом контексте переход ДВМП на налоговый учет в Москву и назначение сына премьера на одну из ведущих должностей выглядит вполне логично. Ссориться с федеральными властями губернатор Приморья Сергей Дарькин явно не захочет.
В ходе своего первого визита во Владивосток в новой высокой должности скромный и не склонный к публичности сын премьера совершил по крайней мере один значимый поступок - провел довольно много времени в обществе опального депутата Госдумы Виктора Черепкова, который давно уже является "персоной нон грата" для властей. Черепков, кстати, высоко отозвался о молодом человеке, посетовав при этом, что дальневосточная собственность все больше переходит под контроль москвичей.
Что ж, стартовая площадка в большой бизнес у молодого Фрадкова - на зависть многим. Справедливости ради отметим: он не первый из детей высокопоставленных чиновников исполнительной власти, кто ступил на эту перспективную дорожку. В газовом бизнесе нашел себя сын Черномырдина, в железнодорожном - сын Аксененко, в строительном - сын Кошмана. Что уж говорить про детей губернаторов, сплошь распоряжающихся самыми жирными кусками собственности на территориях, подконтрольных их отцам...
Ну а у Михаила Ефимовича Фрадкова подрастает еще и младший сын - Павел. У него за плечами - Суворовское училище, Дипакадемия и академия ФСБ. Тоже перспективный кадр.