ЖИТЕЛИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИВЫКАЮТ К ПОЕЗДАМ
Полупустынное село Оля, на окраине которого появились железнодорожные шпалы, - одно из древнейших рыбацких сел Астраханского края. Некогда оно располагалось на острове, похожем по своей форме на калмыцкий топорик - оля. Отсюда, полагают, и произошло его название. До последнего времени село существовало тихо и размеренно. Но недавно на окраине Оля был построен порт, а сейчас сюда пришла железная дорога.
Напомним, что в среду премьер-министр Михаил Фрадков и президент ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев открыли новую ветку, соединившую каспийский порт Оля с общероссийской магистральной сетью железных дорог. Новый путь длиной всего 49 км позволит снизить расходы грузовладельцев по перевозке контейнеров из России в Иран в среднем на $100 и значительно сократить сроки доставки грузов из стран Центральной Азии.
О строительстве этой ветки говорили еще с 1998 года, когда министры транспорта' России, Ирана, Индии и Омана подписали первое соглашение о создании международного транспортного коридора (МТК) "Север - Юг" (маршрут Россия - Иран - Индия). Но до последнего времени объемы перевозок через Оля росли крайне медленно из-за отсутствия железнодорожных подходов к порту. Грузы отправлялись на станцию Кутум в черте Астрахани, а затем перевозились автотранспортом. Начало строительства железнодорожных подходов упиралось в вопрос финансирования, пока в 2003 году президент Владимир Путин не дал прямое поручение главе ОАО "РЖД" Геннадию Фадееву в кратчайшие сроки построить новую ветку к порту Оля. 49 километров стальной дороги были построены за рекордные сроки - десять месяцев. В среду по новому пути прошел первый контейнерный поезд с грузом бумаги для Ирана.
- Вчера первый раз услышала стук колес и гудок паровоза и удивилась: для наших краев это все равно что услышать соловья, сказала "Известиям" местная жительница Татьяна Бахтиярова. - Год назад на том месте, где сейчас построили железнодорожную станцию, мой муж ловил сазанов из Ильменя. Селяне поразились размаху праздника. Его участники прибыли из Астрахани на четырех вертолетах. Буквально за несколько часов до церемонии рабочие сколотили трибуны для гостей, расселили на бетонных плитах ковровые дорожки. Врыли в ямках бочки с елками и цветами.
Вертолет Фрадкова облетел всю железнодорожную трассу. Внизу испуганно разбегались в разные стороны стада овец. А над речками и озерами кружились испуганные лебеди и кряквы. В этот день тупиковая грузовая станция стала похожа на парадный Белорусский вокзал. Играл образцово-показательный оркестр Российских железных дорог. Потея от сорокаградусной жары, стояли при полном параде симпатичные проводницы с фирменного железнодорожного поезда. В своем коричневом костюме премьер Фрадков чувствовал себя неуютно. А все остальные чиновники пониже укрылись от палящего солнца белыми фуражками с эмблемой Российских железных дорог.
Героем дня чувствовал себя на этом празднике президент Российских железных дорог Геннадий Фадеев. Он сообщил, что в празднике принимали участие 15 подразделений, более 300 единиц техники, каждый день на рейсы выходило более 600 рабочих. С вводом ветки на Оля, сказал Фадеев, в два раза сократилась доставка грузов из Суэцкого канала в Европу. Стоимость контрактных грузов подешевела на одну тысячу долларов. Тарифы перевозок понизились на 20 процентов. Следующий шаг, сказал Фадеев, чтобы морские и транспортные транзиты работали синхронно и справились с грузопотоком по коридору "Север - Юг", который составляет сейчас 20 миллионов тонн. Премьер Фрадков назвал сегодняшнее событие открытием ворот из Азии в Европу.