Кабинет одобрил инвестиционную программу ОАО "РЖД"
11 ноября правительство России приняло к сведению доклад министра транспорта о программе капитальных вложений в железнодорожный транспорт и финансовом плане ОАО "Российские железные дороги" на 2005 год и в основном одобрило представленные проекты. Премьер-министр Михаил Фрадков в целом поддержал представленные РЖД документы и предложил членам правительства одобрить их с учетом высказанных замечаний.
Вице-премьер Александр Жуков в ходе обсуждения финансового плана ОАО "РЖД" на следующий год среди его недостатков указал на дальнейшее наращивание заемных средств. "Большая часть заемных средств идет на увеличение оборотных средств компании, а не на инвестиционные проекты", - отметил Александр Жуков. Кроме того, по замечанию Жукова, "значительные убытки приносит непроизводственная сфера" - около 40 млрд руб. в год. В связи с этим вице-премьер заявил о необходимости разработать план мероприятий по сокращению этих убытков. Вместе с тем необходимо будет рассмотреть вопрос о целесообразности капитальных вложений в те объекты ОАО "РЖД", которые в дальнейшем подлежат отчуждению в ходе структурной реформы компании.
Но средствам на модернизацию железной дороги для скоростного маршрута "Москва-Киев", которые заложены в инвестиционной программе ОАО "РЖД", сокращение не грозит. "Если мы организуем таможенный и пограничный контроль пассажиров по ходу движения поезда, то мы выйдем на время движения поезда между Москвой и Киевом в девять часов, тогда как сейчас это время составляет 14 часов", - сообщил министр транспорта России Игорь Левитин. Говоря о перспективных планах транспортного сотрудничества между Россией и Украиной, министр транспорта отметил: "Сейчас мы ищем возможность строительства на Черном море совместного порта для контейнерных перевозок". По словам Левитина, в настоящее время идет поиск места для строительства терминала, к которому могут подходить суда с загрузкой в четыре тысячи контейнеров. Кроме того, рядом с предполагаемым местом строительства порта должны быть хорошо развиты железнодорожная и автомобильная дороги. "Если мы сможем организовать подход контейнеровозов, то сможем обеспечить и те объемы транзита, с которыми не справляется Транссиб", - подчеркнул Левитин. "Кроме того, Россия и Украина рассматривают возможность использования двухсоткилометровой железнодорожной широкой колеи на территории Польши для обеспечения транзитных контейнерных перевозок по Транссибу без перегрузки", - добавил министр. По его словам, для этих целей предполагается на территории Польши построить крупный контейнерный терминал.
Правительство России поручило Минтрансу России, Минэкономразвития России, ФСТ России, Минпромэнерго России совместно с ОАО "Российские железные дороги" доработать инвестпрограмму и финансовый план. Особое внимание при доработке документов ведомства должны уделить развитию железнодорожной инфраструктуры пограничных переходов, сокращению непрофильных активов и издержек производства, а также развитию скоростного пассажирского железнодорожного сообщения.
Доработанные проекты программы капитальных вложений в железнодорожный транспорт общего пользования и финансового плана ОАО "Российские железные дороги" на 2005 год должны быть представлены в правительство до 1 декабря 2004 года.
ФСТ России с участием Минэкономразвития России в IV квартале 2004 года поручено принять необходимые решения по тарифам на железнодорожные перевозки на 2005 год с учетом показателей финансового плана ОАО "Российские железные дороги" и, исходя из установленного Правительством предельного уровня увеличения тарифов на 2005 год.
Минпромэнерго России совместно с Минтрансом России, Минэкономразвития России, Минфином России и заинтересованными организациями поручено рассмотреть вопросы "о развитии транспортного машиностроения, включая производство скоростного железнодорожного подвижного состава", а также "о порядке, источниках и сроках финансирования работ по переносу железнодорожного пути, попадающего в зону затопления Бурейской ГЭС". Соответствующие предложения должны быть внесены в I квартале 2005 года в правительство Российской Федерации.