Мост Евразии - именно так порой называют в мире нашу республику, имея в виду ее географическое расположение в центре огромного континента. Между тем воплотить уникальный транзитный потенциал Казахстана в осязаемые материальные выгоды - задача не из легких. Прежде всего, сверхжесткая конкуренция на рынке международных железнодорожных перевозок требует предельной рационализации всего технического процесса обработки и доставки грузов. Откликаясь на это требование времени, в последние годы казахстанские железнодорожники, как и их зарубежные коллеги, усилили развитие новых, чрезвычайно перспективных видов железнодорожных услуг - контейнерных перевозок. Почему же сегодня слово "контейнер" во многом стало синонимом быстрой, качественной и безопасной доставки грузов на любое расстояние? Об этом нашему корреспонденту рассказал президент казахстанской железнодорожной компании АО "Казтранссервис" Эдиль ИСКАКОВ.
- Как известно, именно контейнерные перевозки считаются одним из наиболее динамично развивающихся сегментов международного транспортного рынка. Что, на ваш взгляд, определяет их привлекательность?
- История контейнерного бизнеса насчитывает не более полувека. Наиболее активно он начал развиваться в странах Западной Европы примерно 35 лет назад. Ведь контейнерные перевозки - это универсальный вид транспортировки грузов с точки зрения их мультимодальности. Мультимодальные перевозки позволяют доставлять грузы в контейнерах по железной дороге, затем в порту перегружать контейнеры на морское судно, а по прибытии - на железнодорожную платформу либо на автотранспорт.
Поэтому не случайно доля контейнерных перевозок в общем объеме контейнеропригодных грузовых перевозок сейчас занимает порядка 55 процентов, а к 2010 году, по прогнозам, этот показатель достигнет 70 процентов. На сегодня общемировой ежегодный прирост объема контейнерных перевозок составляет порядка десяти процентов. Очевидно, что положительная динамика в обозримом будущем не только сохранится, но и будет нарастать.
- А как зарождалась история контейнерных перевозок в Казахстане?
- Наша страна - важнейшее транспортное звено между Востоком и Западом, и необходимо в полной мере использовать ее выгодное геополитическое расположение и транзитный потенциал. На фоне увеличения общемирового контейнерного грузооборота вполне логичным выглядит тот факт, что пять лет назад руководство АО "Национальная компания "Ћазаћстан темiр жолы" приняло решение выделить контейнерный бизнес в отдельную структуру и создать АО "Казтранссервис". Одновременно наша компания, являясь действительным членом Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана, занимается экспедированием грузов в международном сообщении.
За эти годы усилиями наших работников сделано многое. Мы получили бильд - идентификационный код, префикс KTZU, благодаря которому стали узнаваемы за рубежом. В 2000 году компания в значительной степени обновила контейнерный парк, закупив более тысячи новых крупнотоннажных контейнеров, соответствующих международным стандартам. Очень скоро маршруты отправки охватили четырнадцать государств мира - Италию, Чехию, Германию, Бельгию, Китай, страны Центральной Азии и многие другие. Нашей компанией в соответствии с требованиями Российского морского регистра судоходства была приведена база по ремонту крупнотоннажных контейнеров на станции Туркестан.
В настоящее время среди наших партнеров такие крупнейшие мультимодальные компании, как ОАО "Совфрахт" (Россия), Центр контейнерных перевозок КНР, "Intercontainer-Interfrigo" (Швейцария) и другие. В число клиентов компании входят крупнейшие индустриальные предприятия Казахстана: АО "КазЦинк" , Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат, Актюбинский завод хромовых соединений, АО "Ульбинский металлургический завод" и многие другие.
Сегодня "Казтранссервис" является единственным железнодорожным предприятием в Центральной Азии, получившим сертификат соответствия международным стандартам менеджмента качества ISO 9001:2000. И обладателем "World Quality Commitment International Star Award Paris 2004" - международного приза за качество, признающего стремление компании к качеству, лидерству, передовым технологиям и инновациям.
Есть все основания утверждать, что объемы контейнерных перевозок в будущем значительно возрастут. Правительство, Министерство транспорта и коммуникаций и АО "Национальная компания "Ћазаћстан темiр жолы" уделяют большое внимание совершенствованию инфраструктуры контейнерных перевозок в Казахстане: развитию логистических терминалов, привлечению новых технологий на железную дорогу. Сейчас готовится проект транспортной стратегии-2020, где будут обозначены перспективы развития транспортно-коммуникационного комплекса. Один из ее разделов посвящен контейнерным и мультимодальным перевозкам. За ними - большое будущее.
- О том, что одно из главных богатств нашей страны - ее транзитные возможности, говорится много. При этом часто упоминается многовариантность транзита...
- Традиционный путь перевозки контейнеров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу - морским транспортом через Суэцкий канал. Сейчас очень крупные суда - контейнеровозы с большой вместимостью - могут загрузить и доставить до места назначения большое количество грузов. Но тут есть свои сложности. Слишком велик риск форс-мажорных обстоятельств на воде. Кроме того, судно, огибая Индию, через Индийский океан идет до Европы до 30-45 дней. Это очень большой срок. Компании заинтересованы в более скорой доставке груза. И сухопутные перевозки вполне удовлетворяют этим требованиям, основное их преимущество - в существенном сокращении расстояний: железнодорожное сообщение между Европой и Китаем через Казахстан уменьшает расстояние перевозок почти вдвое по сравнению с морским путем. Наша страна расположена в центре Евразии на перекрестке важнейших маршрутов, что еще предстоит в полной мере оценить и раскрыть миру. Территорию республики пересекают основные трансконтинентальные маршруты, связывающие между собой государства Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока и Европы, в том числе Северный коридор, Центральный и Южный коридоры Трансазиатской железнодорожной магистрали, ТРАСЕКА. К примеру, через Северный коридор европейские бизнесмены найдут короткий выход на рынки стран Юго-Восточной Азии, с использованием южных и восточных китайских портов. А перед азиатскими производителями открывается прямая дорога в страны Западной и Восточной Европы.
- Одна из составляющих успеха грузоперевозок - предложить кратчайшие маршруты транспортировки грузов. Большую роль в привлечении деловых партнеров новейшие транспортные технологии. Какие из них находят применение на наших магистралях?
- Мы успешно внедрили технологию ускоренных контейнерных поездов. Это сравнительно новый для Казахстана вид контейнерных перевозок, эффективный и перспективный, о больших потенциальных возможностях которого свидетельствует неуклонный рост интереса со стороны всех субъектов транспортной отрасли. Преимущества контейнерных поездов по сравнению с перевозками другим транспортом и обычными поездами очевидны - это более привлекательные и конкурентоспособные тарифы, значительно сокращенные сроки перевозок, оперативная доставка до места назначения, упрощенные процедуры пересечения границ, таможенного оформления, высокая степень обеспечения сохранности перевозок грузов.
Первый и самый главный шаг был сделан в декабре 2001 года, когда был осуществлен пропуск опытного контейнерного поезда в сообщении Азия - Европа по маршруту Северного коридора Трансазиатской железной дороги: Урумчи - Алашанькоу/Достык - Седдин (Берлин). В сообщении Азия - Европа это был первый контейнерный поезд, пропущенный когда-либо по территории Казахстана, а участие в данном проекте АО "Казтранссервис" , несомненно, является значимым для нас.
Начиная с подготовки к пропуску этого контейнерного поезда, специалистами АО "Казтранссервис" ведется постоянная, целенаправленная работа по внедрению курсирования контейнерных поездов по различным маршрутам. На настоящий момент наша компания в сотрудничестве с причастными железными дорогами и операторами осуществляет эксплуатацию ускоренных контейнерных поездов по следующим маршрутам, проходящим через территорию Казахстана. Это Находка - Локоть - Алматы - Ташкент, Алматы - Илецк, "Балтика-Транзит" сообщением страны Балтии - Россия - Казахстан, "Восточный ветер" , который является продолжением системы контейнерных поездов "Восточный ветер /Западный ветер" , курсирующих в направлении Берлин - Москва через станцию Илецк до станции Ченгельды.
Одно из перспективных направлений для нашей компании - освоение грузопотоков КНР. Настоящим прорывом в развитии казахстанских контейнерных перевозок можно назвать запуск в апреле этого года первого контейнерного поезда из восточного порта Лянюньгань до Алматы. На сегодня в этом направлении прошло уже более 30 поездов. Кроме того, открыто движение контейнерного поезда из порта Восточного Китая Тяньзинь до Алматы. Сейчас мы работаем над тем, чтобы продлить маршрут следования этого контейнерного поезда до Средней Азии - в Ташкент, а далее и до Ирана.
В настоящее время компанией ведется активная работа по внедрению новых маршрутов контейнерных поездов в следующих сообщениях: Китай - Казахстан - Россия - Украина и в обратном направлении, Китай - Европа.
- В юбилейный год принято подводить итоги, намечать планы на будущее...
- Девятнадцатое ноября 1999 года стало отправной точкой в истории основания и развития АО "Казтранссервис". В этот день - ровно пять лет назад - было положено начало деятельности компании как официального оператора контейнерного парка казахстанской железной дороги. Несмотря на сравнительно короткий период, компания не только стала несомненным лидером транспортного рынка республики, но и заняла достойное место в мировой отрасли контейнерных перевозок.
Один из главных приоритетов АО "Казтранссервис" - развитие транзитного потенциала Казахстана, что совпадает со стратегией развития республики и придает особую значимость деятельности нашей компании. Это соответствие высоких целей АО "Казтранссервис" национальным интересам нашего государства позволяет нам говорить о важной миссии, которую осуществляла и продолжает осуществлять наша компания.
В мировой практике доля контейнерных перевозок в общем объеме железнодорожных перевозок достигает 20 процентов. Сейчас доля перевозок грузов в контейнерах в общем объеме железнодорожных перевозок в Казахстане составляет не более двух процентов. Мы совместно с АО "Национальная компания "Ћазаћстан темiр жолы" ставим перед собой задачу увеличить этот показатель к 2015 году до 10 процентов.
В соответствии с программой реструктуризации железнодорожного транспорта на 2004-2006 годы Правительством ставится задача по приданию АО "Казтранссервис" статуса национального мультимодального перевозчика. При поддержке Правительства, Министерства транспорта и коммуникаций РК и АО "НК "Ћазаћстан темiр жолы" эта задача, уверен, будет решена. Для этого у нас есть все - накопленный опыт, высокий профессионализм, четкое выполнение обязательств перед партнерами и стремление продолжать свое развитие в интересах нашего государства.