В начале нынешнего года на заседании Правления ОАО "РЖД" президент Компании Геннадий Фадеев подчеркнул, что первостепенное внимание в этом году будет уделено вопросам формирования дочерних обществ. Среди прочих было названо дочернее общество "Транс Контейнер", которое должно стать мощным фактором развития конкуренции и снижения цен на рынке контейнерных перевозок, а значит, и общих издержек потребителей.
В июне на Восточно-Сибирской дороге было создано территориальное отделение центра "ТрансКонтейнер". В состав нового подразделения входит агентство на крупнейшем перерабатывающем контейнеры терминале ВСЖД - станции Батарейная. В стадии организационного становления аналогичные агентства на станциях Тальцы и Лена. Как отметила заместитель начальника территориального отделения "ТрансКонтейнера" Татьяна Рютина, в будущем планируется создание подобных агентств на станциях Наушки, Братск и Усть-Илимск.
Две северные станции названы не случайно. Именно в Братском промышленном районе наблюдается динамика увеличения перевозки грузов в контейнерах. Северяне наращивают выпуск своей продукции. И кто, как не "ТрансКонтейнер", способен удовлетворить их потребности в перевозках. У территориального отделения сложились тесные взаимоотношения с клиентами. Его специалисты работают не только с первыми лицами промышленных предприятий, но и с руководителями их транспортных цехов.
Естественно, железнодорожники знают о проблемах бизнеса не понаслышке, стараются вместе со своими партнерами находить пути их решения. Так, на Братском заводе ферросплавов применение находят 20-футовые контейнеры. Дело обоюдовыгодное. Для заводчан - увеличение партий экспортных грузов. Для железнодорожников - 20-футовые контейнеры в большей мере вписываются в современную технологию контейнерных перевозок. Больше того, заводчанам удалось полностью механизировать процесс погрузки с помощью ими же разработанной специальной установки. Предприятие существует с 1987 года, но только нынче заводчанам удалось начать отгрузку кремния в контейнерах. С помощью территориального отделения "ТрансКонтейнера" завод способен и дальше увеличивать свои экспортные поставки, а это принесет дополнительные доходы.
Опыт Братского завода ферросплавов по развитию своего транспортного цеха необходимо применять и на других предприятиях региона. В частности, он мог бы весьма пригодиться на станции Гончарово, где предприятиями "СУАЛа" кремний грузится в контейнеры, но существующая транспортная схема несколько устарела и нуждается в совершенствовании. Аналогичная ситуация на Братском алюминиевом заводе. Долгое время заводчане и железнодорожники находили точки соприкосновения. После необходимых согласований некоторых технических моментов алюминщики начали с сентября нынешнего года отгрузку "крылатого металла" в контейнерах на экспорт.
Словом, маркетинг в "Транс-Контейнере" предопределяет многое. Необходимо оперативно отслеживать конъюнктуру нынешних и будущих клиентов ОАО "РЖД". Допустим, в Ангарской нефтехимической компании начал расти выпуск полимерной продукции. Свои услуги по перевозке этого груза предложило территориальное отделение "ТрансКонтейнера".
Настоящий бум переживает лесная отрасль региона, где постепенно идет увеличение продукции лесопереработки. Причем в лесном бизнесе Приангарья "ТрансКонтейнеру" приходится сотрудничать не только с такими гигантами, как Усть-Илимский ЦКК или Братский ЛПК, а с десятками малых и средних предприятий. Для железнодорожников все клиенты важны, с каждым необходимо работать. Для этого специалисты территориального отделения обследовали многие предприятия региона с целью выявления грузов, пригодных для перевозки в контейнерах.
"ТрансКонтейнер" все больше и больше заявляет о себе на рынке транспортных услуг Восточной Сибири. Целиком и полностью оправдало себя создание на ВСЖД специальных контейнерных поездов. Пока по маршруту Братск, Усть-Илимск - порты Дальнего Востока курсируют десять подобных поездов. В перспективе их число должно возрасти до двенадцати. Тем самым создаются отличные перспективы для дальнейшего развития контейнерных перевозок.
В мае этого года на заседании Правления ОАО "РЖД" рассматривалась концепция создания на базе "ТрансКонтейнера" дочернего общества. Предлагалось несколько вариантов.
Дебатировался вопрос о передаче терминалов. Как перевозочная компания (а "Транс-Контейнер" создается как перевозчик), она обязана принять груз и затем выдать, а без контейнерного терминала это неосуществимо. Поэтому Правление ОАО "РЖД" посчитало необходимым отдать терминалы "ТрансКонтейнеру", для того чтобы будущее дочернее общество могло соединить в общую технологию контейнерных перевозок два вида деятельности - терминальный бизнес и перевозочную работу. Это соединение, несомненно, поможет повысить качество контейнерных перевозок и привлечь дополнительных клиентов для ОАО "РЖД".
Но уже сейчас Восточно-Сибирское территориальное отделение приносит существенный доход. За 9 месяцев этого года общий объем отправленных грузов в контейнерах на ВСЖД увеличился на 5, 9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
***
Правление ОАО "РЖД" посчитало необходимым отдать терминалы "ТрансКонтейнеру", для того чтобы будущее дочернее общество могло соединить в общую технологию контейнерных перевозок два вида деятельности - терминальный бизнес и перевозочную работу.