Стратегический уклон ВМТП

Владивостокский морской торговый порт всерьез озаботился стратегией

ОАО "Владивостокский морской торговый порт" меняет организационную структуру и вводит должность первого вице-президента, который будет курировать вопросы стратегического развития компании. Подробности в интервью "ЗР" с первым вице-президентом ОАО "ВМТП" Вячеславом ПЕРЦЕВЫМ.

- Это ни в коем случае не революционный шаг, а очередное, если так можно сказать, эволюционное изменение. Существенные изменения в структуру компании мы вносим примерно раз в два года. Сейчас именно такой период. Пришло время сконцентрировать отдельные функции управления в фиксированных подразделениях.

В 2002 г. была принята стратегия развития порта, разработанная британским морским консультантом "Скотт Вильсон". Она предусматривает развитие компании до 2015 г., отмечая все возможные тенденции. Понятно, что это не догма. В процессе реализации этой стратегии многое может измениться.

Вполне естественно, нам требуется некий координатор, который бы отвечал за перспективное развитие компании. Отдельные функции по стратегическому планированию были и есть в ОАО - они находятся в дирекции по планированию и экономике, в коммерческой и финансовой дирекциях, отделе главного диспетчера и т.д. Теперь их нужно сконцентрировать в одном месте, чтобы получить максимум эффекта, некую синергию. Так мы подошли к созданию дирекции по стратегическому развитию. Это кардинальное изменение в нашей структуре, призванное оказать влияние на работу всех без исключения подразделений.

- То есть нововведения инициированы собственно менеджментом, а не акционерами в лице Магнитки, как того можно было ожидать?

- В нашем обществе корпоративная культура еще не на том уровне, при котором акционер дает подобные советы. Мы еще не созрели до того, чтобы ввести у себя представительство так называемых независимых директоров, хотя рано или поздно к этому придем. Я был в гостях в Австралии у Эндрю ФОКСА (в свое время представитель иностранных акционеров и член совета директоров ОАО "ВМТП". - Прим. авт.) и воочию мог наблюдать, что такое совет независимых директоров в действии. Думаю, нам до этого еще нужно поработать.

- Кстати, что вы вкладываете в понятие стратегическое развитие?

- Это не столько физическое и материальное развитие, такое как приобретение новой техники или увеличение грузопереработки, а в большей степени совершенствование системы управления и внедрение более эффективных форм менеджмента и маркетинга. Хотя это не исключает и других функций новой дирекции, в том числе и руководства глобальными для компании техническими проектами. К примеру, расширение влияния в контейнерном бизнесе. Кроме этого дирекция должна систематизировать выработанные за десять лет существования ОАО корпоративные стандарты и на их основе выработать корпоративную модель компании. Плюс упорядочить стандарты ведения бизнеса.

- Звучит громко, а кто, собственно, будет реализовывать это на практике?

- Менеджеры только свои. У нас достаточно подготовленные специалисты и им дается шанс реализовать то, чему они достаточно долго учились. Кстати, все они выпускники местных вузов. После выпуска более пяти лет они проходили обучение и стажировку по различным программам, в том числе и за рубежом. С их помощью уже реализован ряд проектов, в том числе по информационному взаимодействию с железной дорогой. Это первый масштабный проект в России, принесший просто сумасшедший эффект. Возглавит отдел стратегического развития Андрей ТОКАРЕВ, до этого работавший заместителем директора ИВЦ по новым проектам.

Кроме того мы провели ряд других серьезных реорганизаций. К примеру, отделили функции маркетинга и продаж от внутрипортовой технологии собственно производства, как то: диспетчеризация расстановка транспортных средств и стивидорных компаний, подача и обработка вагонов и т.д., включая оперативное взаимоотношение с железной дорогой и таможней. Создана коммерческая дирекция, которая, реализуя функцию маркетинга, заканчивает работу подписанием договора с клиентом. Изучить рынок, найти клиента и грузопоток, заключить договор и передать его на реализацию во внутреннюю дирекцию, которая получила название дирекции по производству. Та, свою очередь, будет заниматься как полным циклом диспетчеризации, так и коммерческим обеспечением нашей деятельности.

Мы также переименовали дирекцию по планированию и экономике в дирекцию по планированию и управлению собственностью. Это не просто изменение названия в дань моде, а усиление этого направления деятельности. Мы считаем, что за десять лет в экономической части работа уже налажена - все знают, что такое бюджетирование, плановый контроль. Поэтому сегодня основное внимание этой дирекции будет обращено на эффективное управление собственностью, которой у нас достаточно много. Речь идет как о земле, так и о недвижимости. Проще говоря, мы следуем экономической логике.

Ну и поскольку мы поставили своей задачей систематизировать функции, касающиеся стратегического развития, в структуре компании появилась должность первого вице-президента, который призван скоординировать эту деятельность по всем другим департаментам.

В конечном итоге все нововведения призваны улучшить сервис, предоставляемый нами клиентам.

- Может сложиться мнение, что готовится почва для замены президента...

- Речи об этом не идет. На сегодняшний альтернативы действующему президенту акционеры не видят. Конечно, время от времени появляются слухи о скором уходе Михаила Федоровича (РОБКАНОВА). Ничего удивительного в этом нет. Никто из нас не вечен. Михаил Федорович сам приводит пример Александра КИРИЛИЧЕВА (экс-генеральный директор ОАО "Приморское морское пароходство"), который ушел на должность председателя совета директоров. Если интересы компании этого потребуют - структура будет перестроена. В ПМП это произошло безболезненно. Генеральный директор ПОПРАВКО, он, кстати, мой однокашник, занимается организацией производства, а Александр Дмитриевич сосредоточился на стратегических вопросах управления активами и инвестициями. Это нормальная практика во всем мире. Это в России привыкли, что председатель совета директоров - должность как правило почетная: пришел на заседание, просмотрел бумаги, проголосовал и ушел. На самом деле круг его деятельности куда шире.

- Похоже, ВМТП пытается избавиться от имиджа предприятия еще той, советской, формации. Не секрет, что многие считают Михаила Федоровича типичным представителем института "красных директоров".

- Есть такое. Но наш опыт подтверждает, что такой, как вы сказали, имидж руководителя никоим образом не препятствует развитию современной компании. Отнюдь. Кстати, если взять структуру управления Новороссийским портом, там это все наглядно. С советского периода в Новороссийске добавился только отдел маркетинга, все остальное осталось на тех же позициях. Но они считают, что их система эффективна. Ради бога, у нас другой путь.

- А вы не собираетесь последовать примеру ДВМП и пригласить, к примеру, второго сына ФРАДКОВА?

- Скажем так, для нас еще не настало время покупать менеджеров. У нас достаточно собственных кадров и они соответствуют тем задачам, которые сегодня стоят перед обществом.

- Как развивается ваш контейнерный бизнес?

- Глупо было бы ожидать резкого скачка после прихода к нам НКК (Национальная контейнерная компания, на паритетных началах с ОАО "ВМТП" владеющая контейнерным терминалом в порту Владивосток. - Прим. авт.). На данном этапе это и не особо важно. По крайней мере, мы уже сверили позиции и поняли друг друга: кому чего от этого бизнеса надо. Согласовали некоторые изменения в технологии работы терминала и будем их реализовывать. Сейчас в контейнерном направлении наблюдается объективный рост и по году мы ожидаем около 10-12%. Тем не менее серьезного всплеска на рынке не ожидается и мы его своими действиями вряд ли спровоцируем. Просто готовимся к переменам на рынке - а они обязательно будут: взять тот же проект ДВМП и РЖД с созданием новой транспортной компании. Контейнерный бизнес по-прежнему остается для нас основным и когда наступит момент его расширения, для нас это особого труда не составит.

- На ваш взгляд, создание "Русской тройки" действительно может всколыхнуть рынок контейнерных перевозок?

- Все решает вопрос качества и цены. Если будет нормальное качество и приемлимые цены, всплеск в любом случае произойдет. Другое дело, на каком направлении. К примеру, на Камчатку грузопоток давным-давно сформирован и плюс-минус 5 тыс. контейнеров особой погоды не сделают. Нам больше следует рассчитывать на транзитный грузопоток. Внутри России контейнеризированный грузопоток еще только зарождается, поэтому ближайшие 5-10 лет рассчитывать на него не приходится.

- Есть еще одно перспективное направление - перевалка нефтепродуктов?

- Да, и мы им плотно занимаемся. Ведем поиск партнера, с помощью которого можно будет реализовать давно вынашиваемые планы по реконструкции нашей нефтебазы. Кстати, в начале августа мы сдали очередную, третью по счету, емкость вместимостью 6 тыс. кубометров. Было 12 тыс. - увеличили до 18 тыс., плюс еще 6 тыс. кубов на старых емкостях. Кроме того мы уже вплотную подошли к реконструкции сливных эстакад, строительству подстанций и т.д. После реконструкции мы планируем довести конечную производительность нефтетерминала с нынешних 600 тыс. до 1,5 млн тонн. Столько же дает средний стивидорный комплекс порта. Но если мы хотим действительно всерьез взяться за это дело, без стратегического партнера вряд ли обойтись, поэтому ищем его среди, так скажем, владельцев нефтепродуктов. Главное для нас - чтобы он обеспечил загрузку терминала своей продукцией, а деньги мы найдем и сами. В свое время вели переговоры с "Юкосом", но, как вы сами понимаете, появились проблемы. Начали переговоры с "Роснефтью", благо она пришла в Приморье через Всероссийский банк развития регионов.

- В первом полугодии порт увеличил перевалку грузов в сравнении с 2003 г. на 8,5%. Похоже, вам придется корректировать свои планы?

- На этот год мы планировали переработать около 6,8 млн тонн грузов (против 7,15 млн тонн по итогам 2003 г. - Прим. авт.), однако по состоянию на 1 августа опережали плановые показатели примерно на 300 тыс. тонн. Если говорить с долей оптимизма, прошлогодний показатель, скорее всего, будет превышен, пессимистично - останется на том же уровне.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости