Вчера состоялось расширенное заседание правления ОАО "РЖД", посвященное итогам производственно-экономической деятельности компании в 2004-м и задачам на следующий год. Открывая заседание, президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев поблагодарил приглашенных на правление полномочных представителей Президента РФ в регионах, губернаторов, депутатов Госдумы за внимание и поддержку железнодорожных реформ, содействие в решении возникающих проблем. Особый акцент в своем докладе глава акционерного общества сделал на высокой динамике показателей работы транспорта в текущем году.
Прирост грузооборота составил за 11 месяцев 8 процентов, пассажирооборот - 3,7. Доходы от грузовых перевозок при этом увеличились всего на 0,4 процента, что в 17 раз меньше прироста ВВП. И это сравнение говорит о многом. Железнодорожный транспорт в нынешнем году работал не в свою пользу, а в интересах производителей и продавцов. Обеспечив полную загрузку основных российских морских портов, железные дороги потеряли часть доходов от снижения тарифов на перевозки экспортных грузов в их адрес.
Геннадий Фадеев подчеркнул тот факт, что доля транспорта в инфляции - а она, по официальным данным, составляет 12,5 процента - равна всего 0,4 процента.
2004-й можно назвать годом модернизации и восстановления основных фондов. Инвестиционные вложения в развитие инфраструктуры составили 127,8 миллиарда рублей. Особое внимание, конечно, уделялось железнодорожным подходам к портам. Компания перешла на новые инвестиционные принципы, сосредотачивая финансовые ресурсы на перспективных, дающих отдачу направлениях. 116 миллиардов рублей потрачено на капитальный ремонт подвижного состава, что вдвое больше прошлогодних объемов. Характерной особенностью уходящего года стало сотрудничество в деле развития инфраструктуры с местными администрациями. Геннадий Фадеев назвал его эффективным. В строительстве и реконструкции объектов железнодорожного транспорта приняли участие 19 субъектов Федерации. В качестве компенсаций убытков от пригородных перевозок получено восемь миллиардов рублей. Компания взаимодействует с 77 регионами России в духе взаимовыгодного сотрудничества. Глава ОАО "РЖД" подчеркнул, что опасения по поводу снижения налогооблагаемой базы региональных бюджетов в связи с централизацией управления сегодня развеялись. Она сохранена в прежних размерах, платежи в региональные бюджеты составили нынче 50 миллиардов рублей.
Продолжается процесс создания равноконкурентных условий для участников транспортного бизнеса. В целом уровень монополизированности железнодорожной отрасли снизился на 12 процентов, в некоторых секторах перевозок доля компании составляет меньше половины общих объемов: нефтеналивные грузы, железная и цветная руда, зерно, химикаты, удобрения. А в секторе особо доходных контейнерных перевозок объемы компании занимают 10-15 процентов. Ситуация требует либерализации тарифов в этих сферах, чтобы каждый перевозчик мог сам определить конкурентоспособную цену перевозки и привлечь дополнительных клиентов.
Что касается внутренней жизнедеятельности корпорации, Геннадий Фадеев отметил выполнение в 2004 году основного условия ее прибыльности - опережающего роста производительности труда (на 7 процентов) по сравнению с ростом заработной платы (на 6 процентов). С учетом инфляции реальная зарплата трудящихся железнодорожного транспорта значительно снизилась. Глава компании отметил, что политика в области труда и заработной платы останется неизменной и в следующем году. Повышение уровня зарплаты может быть обусловлено только ростом производительности труда.
Баланс доходов и затрат в 2004 году удалось удержать под контролем благодаря внедрению жесткой системы бюджетирования, подчеркнул президент.
Большое место в докладе было отведено задачам компании на 2005 год - их более десятка. Среди основных названы повышение эффективности взаимодействия с клиентами, рациональное управление материально-техническими и финансовыми ресурсами, оптимизация использования основных фондов, развитие кадрового потенциала, выстраивание гибкой и тонкой системы управления. "Мы создали вполне рыночную компанию, но пока еще не наполнили ее рыночным содержанием", - заметил Геннадий Фадеев. Привести в соответствие форму и содержание и предстоит в следующем году.