9 марта 1880 г. Под звуки марша из сияющей на ярком южном солнце меди из Одессы в далекий неведомый Владивосток отходит торговый пароход Добровольного флота "Москва".
Спустя 46 суток судно благополучно прибывает в бухту Золотой Рог, положив начало регулярному морскому сообщению между европейской частью России и Дальним Востоком. А еще через несколько дней происходит другое важное событие: Владивосток, которому тогда только-только исполнилось 20 лет, официально утверждается городом.
Дальневосточное морское пароходство (ДвМП) - прямой наследник Доброфлота, пароходы которого, купленные на народные пожертвования, после окончания Русско-турецкой войны и стабилизации обстановки на Черном море были переориентированы на регулярное сообщение между Россией европейской и Россией дальневосточной. Сегодня - это одно из крупнейших судоходных предприятий России, по праву считающееся лидером регионального рынка морских перевозок. И что, наверное, самое главное, ДвМП - единственная российская судоходная компания, суда которой ходят только под флагом России.
Перед новым годом хорошей традицией стало подведение итогов. Наверное, самым громким событием для Дальневосточного морского пароходства в 2004 году стало создание совместного с ОАО "Российские железные дороги" дочернего предприятия ЗАО "Русская тройка". Эта компания будет осуществлять сквозные интермодальные (разными видами транспорта) контейнерные перевозки по схеме "от двери до двери" из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по основным транспортным коридорам на территории РФ.
Успехи ОАО "Дальневосточное морское пароходство" были отмечены не только в родном отечестве. Транспортный журнал Logistics Management вручил компании престижную премию Quality Award, учрежденную за наилучшие показатели работы и высокое качество обслуживания клиентов на мировом судоходном рынке. Дальневосточное пароходство - единственная российская судоходная компания, отмеченная данной наградой.
В будущем году пароходство отмечает большой юбилей - 125 лет со дня основания. И это не только юбилей пароходства. С приходом российского торгового флота в этот регион позиции России окончательно утвердились на дальневосточных рубежах. Вспоминая этапы пройденного пути, с полным правом можно назвать их ступенями большого успеха по всем показателям.
Однако, как и у любого успешного предприятия, у ДвМП много недоброжелателей и завистников, распускающих самые невероятные слухи о компании. Генеральный директор ОАО "Дальневосточное морское пароходство" Евгений Абросимов специально для "РК" дал эксклюзивное интервью, где развеял многие недостоверные сведения, появившиеся в последнее время.
- Евгений Николаевич, недавно в одной из газетных публикаций в адрес Дальневосточного морского пароходства прозвучало обвинение в попытке недружественного поглощения Сахалинского пароходства. Хотелось бы услышать от вас подтверждение или опровержение этих сведений.
- Такие попытки не предпринимались, хотя я уже не впервые об этом слышу. У нас в пароходстве есть структура, которая занимается куплей-продажей акций различных предприятий, таких как, например, "Газпром". Но акций Сахалинского пароходства в структуре портфеля нет.
Да и смысла в поглощении этой компании я не вижу. У Сахалинского пароходства, насколько я помню, 17 или 18 судов. Для сравнения, у ДвМП их 80. Далее, средний возраст наших судов 16-18 лет. В Сахалинском пароходстве этот показатель превышает 30 лет. Вы представляете, что такое для судна 30 лет? У нас всего одно или два судна такого возраста. Мы уже готовы списать их, и я не вижу никакого смысла в приобретении столь старого флота. Так что, ни в плане конкуренции, ни в плане капитала Сахалинское пароходство не может представлять для нас интереса.
- Вашу компанию обвиняют в том, что до 2003 года она не платила налогов...
- Это полная чушь. Мы являемся, если тут уместно спортивное сравнение, чемпионами в стране по оплате налогов среди судоходных компаний. И это неоспоримый факт. Это подтверждается бухгалтерской отчетностью, здесь нет никакой коммерческой тайны. Для сравнения скажу: если со всего морского транспорта Приморья в
2002 году было собрано 964 млн. рублей налогов, то наша доля в этой сумме была 700 млн. руб., то есть более 70 процентов.
- Ходят слухи, что на вашей компании висят огромные долги и вы стремитесь объединиться с "Совкомфлотом" и Новороссийским морским пароходством, чтобы повесить на них этот груз.
- Во-первых, мы вообще не имеем ничего общего ни с "Совкомфлотом", ни с Новороссийским морским пароходством! Ни с точки зрения бизнеса, ни с точки зрения структуры! Да, когда-то "Совком-флот" был владельцем 7% акций ДвМП, но сейчас нас с "Совкомфлотом" вообще ничего не связывает. С "Новошипом" - тем более! Объединять Дальневосточное пароходство с "Новошипом" и "Совкомфлотом" - это все равно что впрягать в одну повозку быка и трепетную лань.
- А все-таки как насчет долгов? Говорят, что их у вас чуть ли не 400 млн. долларов.
- На сегодняшний день долг компании составляет 35 млн. долларов. Это кредит Европейского банка реконструкции и развития, который мы брали на обновление флота. Теперь он регулярно гасится авансом, т.е. с опережением графика, и при этом задержек платежей никогда не было. Очевидно, что для ДвМП это сравнительно небольшая сумма. У нас абсолютно открытая финансовая отчетность. Если вы зайдете на наш сайт, то увидите отчеты эмитента, баланс и всю остальную документацию. Доходы Дальневосточного пароходства за 2003 год только по российским стандартам бухгалтерской отчетности составили свыше 8 млрд. рублей, а с учетом деятельности дочерних компаний, российских и зарубежных - превысили 10 млрд. Эти цифры не являются секретом, они опубликованы, читайте их! По итогам 2003 года чистая прибыль компании составила более 400 млн. рублей, что также было показано во всех официальных документах. Компания является вполне самодостаточной, имеет репутацию надежного заемщика и долгую положительную кредитную историю.