ТРАНСПОРТ
За полтора дня визита в Калининградскую область министр транспорта РФ Игорь ЛЕВИТИН сумел не только познакомиться со всеми важнейшими транспортными объектами региона, но и провести выездную коллегию своего ведомства по региональным проблемам.
Выбрав пять самых острых вопросов, коллегия обсудила перспективы строительства порта Восточный и паромного терминала в Балтийске, железнодорожной станции Чернышевское, модернизации аэропорта Храброво, состояние и развитие дорожного хозяйства, также был заслушан вопрос о тарифах на железнодорожные перевозки в условиях анклава.
Общий вывод, по словам ЛЕВИТИНА, такой: в области необходимо выстроить хорошую транспортную инфраструктуру с объемом перевалки не менее 20 млн. тонн грузов. "Для этого нужно объединить здесь все силы и средства, которые есть в области, плюс помощь федерального центра, - заявил Игорь Евгеньевич, - регион должен взять на себя те объемы перевалки грузов, которые сегодня уходят в страны Балтии. Губернатор области, его команда делают все для того, чтобы эти наши планы были осуществлены. Но есть вопросы, которые находятся в ведении министерства обороны, они должны решаться в Москве. Протокол нашего заседания будет представлен министру обороны в течение двух недель".
Разумеется, одним из самых острых вопросов была проблема глубоководного порта в Балтийске. Подводя итоги дискуссии, министр поделился своими размышлениями: "Как выстроить транспортную инфраструктуру - с Восточным или без Восточного? С моей точки зрения, с Восточным получается более привлекательный вариант, более цивилизованный. В Калининграде нет контейнерного терминала, а здесь как раз можно его создать".
В то же время министр был далек от благостного одобрения всего, что заявили в своих докладах приглашенные на заседание транспортники:
- Я не удовлетворен тем, как идет работа, за которую отвечает федеральное государственное предприятие в аэропорту Храброво, - сказал Игорь ЛЕВИТИН. - Его руководство не совсем правильно понимает ту политику, которую проводит министерство транспорта, мы будем их поправлять. В Калининградской области должен быть создан аэропорт международного класса с пассажирооборотом миллион - миллион двести пассажиров в год. Нам придется подыскать такого руководителя ФГУП "Калининградавиа", который сможет справиться с поставленной задачей.
Что касается автомобильных дорог, тут министр был уверен: "берлинку" закончим в 2005 году:
- Однако у министерства есть сомнения, что к этому времени ГТК сможет организовать здесь погранпереход, - поделился сомнениями министр. - Сегодня мы указали, что это неправильно. В то время, как выделяются государственные деньги, строится дорога, непонятно, откуда же будут деньги на переход. А потом - какой службе иметь его на балансе, кто хозяин этого имущества? Сегодня мы в течение часа не могли узнать, кому будет принадлежать строящаяся станция Чернышевское. Я не против строительства станции, я против того, чтобы станция годами потом простаивала. Вопрос ведомственной принадлежности погранпереходов не решен в целом по стране, и мы теряем на этом большие деньги - до ста миллионов долларов в год - такой суммой исчисляются потери автоперевозчиков. Мы считаем, что все погранпереходы должны быть в ведении Минтранса.
Вопрос о железнодорожных тарифах для нашего края имеет особое значение. Когда в прошлом году был применен прейскурант 10-01, он автоматически "лег" на всю сеть дорог России, что привело к фактическому увеличению железнодорожных тарифов на все грузы, следующие в Калининградскую область. В результате Калининград потерял перевалку сухих грузов, ее стали осуществлять страны Балтии. Министр пообещал исправить перекос в ценах в отношении грузов, следующих в нашем направлении. Здесь будет использован понижающий коэффициент.
- Мы должны сделать все таким образом, чтобы Калининградская область была конкурентоспособна, - считает министр транспорта. - Именно здесь, в этом анклаве Россия конкурирует со своими соседями. Если мы не будем готовы к экономическому соперничеству в Калининграде, мы не будем готовы к этому нигде.
И. ЛЕВИТИН отметил, что администрация области подняла важный вопрос об использовании средств Евросоюза для развития транспортной инфраструктуры области. "Вопрос для меня новый, - признался Игорь Евгеньевич. - Будем думать, как эти деньги взять, у нас пока нет механизма для этого, нет субъекта, который мог бы эти деньги использовать". Он предложил создать управляющую кампанию, в которую могли бы войти дорожные предприятия, а областная администрация должна будет обеспечить прозрачность и эффективность в использовании этих средств.
- Я еще раз хотел бы поблагодарить губернатора за его помощь, за то, что Владимир Григорьевич результативно взаимодействует с командованием Балтфлота. Мне было легко с ними работать, поскольку они говорят на одном языке и хорошо понимают друг друга, - подчеркнул И. ЛЕВИТИН на итоговой пресс-конференции.
Стало очевидно, что сохраняется преемственность в действиях нового состава министерства транспорта, что все договоренности, которые были определены в соглашении между минтрансом и администрацией области три года назад, получают новый импульс. Это обстоятельство в качестве главного итога визита отметил губернатор Владимир ЕГОРОВ:
- Я очень рад тому, что мы подтвердили верность той стратегии, которая была выработана. Я благодарен министру за то, что такой подход сохранился. Фактически все руководство Минтранса прибыло в регион, надеюсь, что наша дискуссия будет правильно запротоколирована, и мы будем продолжать работу. Уже пришли первые 93 миллиона рублей из 110 на строительство паромной переправы в Балтийске, выделены средства для модернизации взлетно-посадочной полосы в Храброво, определена перспектива развития транспортного комплекса. Через незамерзающие порты Калининградской области грузы пойдут на территорию России.
Ирина СМИРНОВА