Инвестиции из России в любую из стран Балтии очень часто вызывают неоднозначную реакцию местных политиков. Бизнесмены же, несмотря ни на что, активно развивают сотрудничество. В течение последних нескольких лет российский капитал стремительно увеличивал свое участие в эстонской экономике: за короткое время в республику были вложены сотни миллионов долларов. В результате многие отрасли оказались в сфере влияния именитой соседки, особенно - нефтетранзит, торговля топливом, энергетика и банковская сфера. предлагает список 15 эстонских компаний, которые привлекли самое большое внимание российских инвесторов.
Среди стран Балтии по объему привлеченных иностранных инвестиций лидирует Эстония - 6, 07 млрд. евро по состоянию на конец сентября 2004 года. Для сравнения: в Латвии данный показатель составлял всего 3, 12 млрд. евро. Но если факт притока финского или шведского капиталов не вызывает отторжения, то проникновение восточного бизнеса эстонские политики зачастую расценивают как угрозу независимости государства.
А вот деловые круги не только не боятся, но и всячески приветствуют сотрудничество с российскими бизнесменами. Последних, в свою очередь, не смущает ни настороженное отношение к ним, ни маленький рынок, ни отсутствие природных ресурсов. Главное - наличие портов, хорошо развитой инфраструктуры и желания работать вместе.
По данным деловой газеты Aripaev, в основном россиян интересуют транзит, розничная торговля топливом, энергетика и банковская сфера. Всего издание выделило 15 предприятий, особенно приглянувшихся коммерсантам из России. Одним из крупнейших инвесторов признана компания Северстальтранс: только в прошлом году она вложила в экономику Эстонии порядка 500 млн. долларов (269 млн. латов). Кроме нее доли в местных фирмах имеют и такие промышленные монстры, как Уралвагонзавод или Газпром.
TRENDGATE
Развитие нефтетерминала в Мууга стало первым инвестиционным проектом российской компании Северстальтранс: общий объем ее вложений составил примерно 400 млн. крон (17, 96 млн. латов). В 2003 году приобретенная ею эстонская фирма Trendgate взяла в аренду на 30 лет принадлежащие Ируской ТЭЦ топливные емкости (60000 кубометров) с обязательством привести их в порядок. После чего было принято решение построить еще шесть емкостей на 30000 кубометров каждая. Итого - 240000 "кубов".
E.O.S.
Одним нефтетерминалом Северстальтранс не ограничился и в ноябре 2004 года купил 70% акций E.O.S.: он также расположен в Мууга. Доход эстонского предприятия в 2003-м равнялся 607, 1 млн. крон (27, 26 млн. латов), чистая прибыль - 171, 6 млн. крон (7, 7 млн. латов). В прошлом году компания перевалила 5, 9 млн. тонн тяжелых топливных масел. Всего с 1996-го, когда она начала свою деятельность, было перевалено 40 млн. тонн.
SPACECOM
Компания-экспедитор, 70% акций которой опять-таки принадлежат Северстальтрансу, инвестировала в покупку железнодорожных цистерн и локомотивов примерно 1 млрд. ЕЕК (44, 9 млн. латов). В прошлом году Spacecom заключила договор с Эстонской железной дорогой, получив право предоставлять услуги грузоперевозок на базе принадлежащей "железке" инфраструктуры. Аналогичные соглашения у фирмы существуют и с железными дорогами Латвии, Литвы и Белоруссии. Однако к настоящему моменту договор между руководством Eesti Raudtee и предприятием расторгнут. Дело рассматривается в суде.
В 2004 году Spacecom вместе с компанией Skinest приобрела 85% акций Daugavpils lokomotivju rupnica. Теперь эстонцы планируют построить в Маарду современное вагонное депо, предположительная стоимость которого 250 млн. ЕЕК (11, 225 млн. латов).
UVZ & AVR
Вагоностроительный завод, расположенный в Ахтме, при участии российского промышленного гиганта - компании Уралвагонзавод - изготавливает нефтеналивные железнодорожные цистерны. Первые были выпущены в августе 2003 года. Мощности предприятия позволяют производить продукции на сумму 1, 5 млрд. ЕЕК в год (67, 35 млн. латов). Уралвагонзавод владеет 51% акций UVZ & AVR, остальное принадлежит фирме AVR Transservice, среди акционеров которой значится сын директора Уралвагонзавода Николай Малых.
SILLAMAE SADAM
Единственным собственником силламяэского порта до 2003 года был концерн Sillamae Grupp, возглавляемый Тийтом Вяхи. После чего 50% акций в равных долях перешли в руки фирм Kaakon Holding и Kaakon Kuljetussuunittelu: за ними "скрываются" совладельцы питерских компаний КИНЭКСа и Link Oil Андрей Катков и Евгений Малов соответственно. Вскоре основной капитал порта увеличился до 427, 6 млн. крон (19, 2 млн. латов). Большую часть суммы составил взнос в виде земельного участка площадью 360 га на территории Силламяэской свободной зоны. Сейчас в порту ведется активное строительство инфраструктуры: первая очередь обойдется заказчикам примерно в 600 млн. крон (26, 94 млн. латов). Силламяэ сможет переваливать наливные грузы, древесину, контейнеры и автомобили.
EESTI GAAS
Газовым хозяйством Эстонии занимается Eesti gaas. Его собственниками являются три крупные европейские газовые компании - ОАО Газпром, Ruhrgas AG и Fortum Oil & Gas OY, а также мелкие акционеры, среди которых есть как частные, так и юридические лица. Россиянам принадлежат 37% акций. В 2003 году оборот Eesti gaas превысил 1, 1 млрд. крон (49, 39 млн. латов), чистая прибыль - 114, 6 млн. крон (5, 1 млн. латов).
LUKOIL EESTI
Предприятие существует с 1992 года. Его основной деятельностью является импорт солярки и бензина и их продажа через собственную сеть автозаправочных станций (31 АЗС). В 2003-м оборот компании составил 1, 1 млрд. крон (49, 39 млн. латов), чистая прибыль - 6, 6 млн. крон (296 тыс. латов). Единственным владельцем фирмы является зарегистрированная в Голландии компания Lukoil Europe Holdings B.V., которая в свою очередь принадлежит российскому нефтеконцерну ЛУКОЙЛ.
DBT
Компания владеет расположенным в порту Мууга терминалом для удобрений - одним из новейших и современнейших в Восточной Европе. Доход предприятия в 2003 году равнялся 200, 4 млн. ЕЕК (8, 99 млн. латов), чистая прибыль - 22, 2 млн. ЕЕК (996 тыс. латов). Крупнейшими акционерами являются фирмы Transiidikeskus и Izofert Trading Inc. Последняя представляет интересы российского производителя химических удобрений Акрон.
БАНКИ
В августе 2003 года Latvijas biznesa banka, принадлежащий шестому по величине российскому банку - Банку Москвы, приобрел примерно 19% акций эстонского Кредитного банка. После недавней скоропостижной кончины его основателя - Рейна Отсасона - по мнению экспертов, ожидается рост интереса россиян к покупке дополнительных акций. А в собственности компании ALMAZ Trading, официально зарегистрированной в США, но представляющей российский капитал, находится около 10% акций Tallinna Aripank.
RUSSIAN ESTONIAN RAIL SERVICE
Предприятие, специализирующееся на аренде железнодорожных цистерн, в 2003 году приобрело свыше 2300 цистерн. Помимо прочего за 140 млн. ЕЕК (6, 28 млн. латов) было куплено 50% акций компании Milstrand. Общая же сумма инвестиций достигла 900 млн. ЕЕК (40, 41 млн. латов). В 2003-м при обороте в 447, 8 млн. ЕЕК (20, 1 млн. латов) чистая прибыль составила 221 млн. ЕЕК (9, 9 млн. латов).
WESTGATE TRANSPORT
Фирма была основана прошлым летом. Она осуществляет грузоперевозки по железной дороге. Ходят слухи, что компания принадлежит Северстальтрансу. В то же время выдвигаются предположения, что реальными владельцами Westgate Transport является российское транспортное предприятие Link Oil.
BALTIC ENERGY INVESTMENTS GROUP
В 2005 году предприятие планирует построить в порту Мууга газовую электростанцию. Первая очередь проекта оценивается в 150 млн. ЕЕК (6, 73 млн. латов). Общая сумма инвестиций достигает 1, 5 млрд. ЕЕК (67, 35 млн. латов). В списке совладельцев компании фигурируют граждане РФ Андрей Костин и Михаил Петров. В основном финансированием проекта занимается International Bank of St. Petersburg, открывший в Таллинне свое представительство.
WORLDWIDE INVEST
Компания выступает в качестве агента международных грузоперевозок, одновременно развивая деятельность в других направлениях. У нее есть несколько дочерних предприятий в Эстонии, Финляндии, Латвии и России. В частности, в Эстонии их три: Transtrade занимается экспедированием, Coal Terminal заканчивает строительство в порту Мууга угольного терминала (при прямой финансовой поддержке компании Кузбассразрезуголь), а Baltic Rail Trans сдает в аренду ж/д цистерны. Стоимость акций дочерних фирм составляет примерно 0, 5 млрд. ЕЕК (22, 45 млн. латов). Оборот концерна Worldwide Invest в 2003 году превышал 7, 3 млрд. ЕЕК (327 млн. латов), чистая прибыль равнялась примерно 400 млн. ЕЕК (17, 96 млн. латов).
NUTRITEK GRUPP
В ноябре прошлого года один из крупнейших российских производителей молочных изделий Nutritek Grupp приобрел 100% долей Estmilk Production (Раплаский молокозавод) и 100% акций Agro Piim (объединяет в себе шесть сельскохозяйственных предприятий).