Казахстан все увереннее идет по пути рыночных реформ. В настоящее время Правительство работает над совершенствованием госконтроля и методов регулирования в сфере естественной монополии. В унисон этим действиям республиканская политическая партия "Отан" выступает с программой по антимонопольной политике, где предлагается схема реформирования деятельности естественного монополиста.
Повышение стоимости услуг в топливно-энергетической, транспортной, коммуникационной отраслях зачастую не идет на пользу качеству. Партия считает, что только последовательная приватизация предприятий-монополистов создаст необходимую в рыночных условиях конкурентную среду, которая предопределит реальный путь к снижению тарифов и повышению качества предоставляемых ими услуг. А это в первую очередь защищает интересы потребителей, всего населения страны. "Отан" работает над тем, чтобы кардинально усилить полномочия Агентства по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.
В настоящее время продолжена работа по программе реструктуризации железнодорожного транспорта. Процесс реформирования железной дороги начался в Казахстане еще в 1997 году. В 90-е годы железная дорога, являясь главным элементом транспортной инфраструктуры, не смогла избежать кризисных процессов в экономике, характерных для всех стран СНГ. Падение объемов производства и разрыв экономических связей между предприятиями отразились более чем трехкратным падением объемов перевозок в 1997 году по сравнению с 1991 годом, проблемой неплатежей и неуклонным ростом стоимости потребляемых ресурсов.
Системный кризис экономики привел отрасль к финансовому и производственному спаду. Характерными чертами для железнодорожного транспорта того периода стало наличие избыточного количества малодеятельных линий, станций, подвижного состава, эксплуатационных и ремонтных подразделений, трудового персонала. Следствием этого явилось хроническое снижение фондоотдачи и производительности труда.
В этих условиях Правительство предприняло первый шаг по реструктуризации железнодорожного транспорта. Для финансово-экономического оздоровления 31 января 1997 года путем слияния Алматинской, Целинной и Западно-Казахстанской железных дорог постановлением Правительства было создано республиканское государственное предприятие "Казахстан темир жолы". Правильность принятого решения подтвердили результаты последующих лет. Консолидация всех финансовых потоков, ужесточение финансовой дисциплины и централизация управления позволили стабилизировать финансовое положение отрасли.
Железная дорога Казахстана практически без инвестирования в инфраструктуру и подвижной состав обеспечила перевозочную деятельность на базе имеющихся активов с необходимым уровнем бесперебойности и безопасности движения поездов при относительно низком росте тарифов. В определенной степени отрасль сыграла ключевую роль в становлении и укреплении конкурентоспособности крупнейших предприятий.
Экономический рост страны, достигнутый в последние годы, обусловил необходимость реструктуризации железнодорожного транспорта, направленной на развитие конкуренции и привлечение частных инвестиций в обеспечивающей и перевозочной деятельности. Реструктуризация даст равный доступ к магистральной сети всех перевозчиков, а также позволит отделить потенциально-конкурентную перевозочную деятельность железной дороги от услуг, оказываемых в сфере естественной монополии.
Наряду с этим одним из основных принципов реструктуризации является сохранение железнодорожной сети в собственности государства и ее развитие с целью максимального удовлетворения потребностей экономики и расширения транзитного потенциала республики.
Следует отметить, что в развитых странах мира функционирует модель доступа нескольких перевозчиков к магистральной сети, эксплуатационные показатели которых значительно выше, чем в странах СНГ. И это свидетельствует о правильности основных направлений реформирования, определенных казахстанским законодательством.
Согласно данным Агентства РК по статистике, в последние годы в грузообороте по всем видам транспорта доля железной дороги - более 70 процентов, а в пассажирообороте превысила 50 процентов. В грузовых перевозках по железной дороге АО "НК "КТЖ" конкурентов не имеет.
Эксплуатационная длина железных дорог в стране более 13, 6 тысячи километров, в том числе двухпутных линий - более пяти тысяч километров (37 %), а электрифицированных - 3, 7 тысячи километров (27 %). Основная часть железнодорожной сети АО "НК "КТЖ" (97, 5 %) расположена на территории Казахстана, а оставшиеся 2, 5 % - в приграничных районах России. Часть железнодорожной сети на казахстанской территории находится в управлении железнодорожных администраций РФ и Кыргызстана.
С 2001 по 2003 год прошел первый этап реформирования отрасли. В течение этого времени объекты социальной сферы, расходы по содержанию которых ранее возмещались грузоотправителями через тариф, практически полностью переданы местным исполнительным органам и финансируются из бюджета, составной частью которого являются налоги, выплачиваемые железнодорожными предприятиями.
Все дочерние госпредприятия, занятые во вспомогательной деятельности - по ремонту локомотивов, обеспечению предприятий водой и теплом, телефонной и телеграфной связью, выделены в самостоятельные юридические лица - акционерные общества. Это дало им возможность применять в своей деятельности более гибкие рыночные механизмы при сохранении контроля и управления со стороны АО "НК "КТЖ", владеющего пакетами акций.
Второй этап реструктуризации отрасли изложен в программе национальной компании на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства от 6 февраля 2004 года. В результате ее реализации предполагается повысить инвестиционную привлекательность предприятий обеспечивающего сектора, вагонного и локомотивного хозяйств, эффективность и качество грузовых, контейнерных и пассажирских перевозок, а также развить конкуренцию в отрасли перевозок. Планируется максимально использовать транзитный потенциал между Европой и Азией.
Экономический эффект ожидается от притока частных инвестиций в вагонный и локомотивный парк, который будет выведен в конкурентный сектор. По оценке, он составит в течение 10 лет примерно 5-7 миллиардов тенге ежегодно. Предполагается, что сократятся убытки и снизятся дотации пассажирских перевозок ежегодно на 20 миллиардов тенге. Это существенно улучшит финансовое положение КТЖ, окажет позитивное влияние на тарифообразование грузовых перевозок, увеличит поступление финансовых средств в республиканский бюджет от пользователей услуг железнодорожного транспорта. Кроме того, будет обеспечена финансовая прозрачность деятельности всех субъектов железнодорожного транспорта.
Предлагаемый путь реструктуризации позволит предприятиям железнодорожного транспорта приумножить доходы и тем самым внести достойный вклад в развитие и процветание страны. Отрадно, что республиканская политическая партия "Отан" выступает за демонополизацию естественных монополистов, понимая, что это единственный путь по защите интересов потребителей как в части снижения тарифов, так и в части повышения качества предоставляемых услуг.