Министр транспорта Игорь Левитин вчера впервые посетил строящийся порт Усть-Луга и остался очень доволен увиденным. Через эту гавань в Лужской губе Финского залива, считает он, можно будет перегружать до 30 млн тонн грузов ежегодно. По замыслу российского правительства, именно Усть-Луга через полтора года должна прорвать транспортную "блокаду Калининграда". В декабре 2005 года, обещает г-н Левитин, будет запущен автомобильно-железнодорожный паром из Лужской губы в порт Балтийск Калининградской области. Но это произойдет только в том случае, если Минтрансу удастся договориться с Минфином, который, пожаловался г-н Левитин, из 1, 4 млрд руб., необходимых на паром и подходной канал в 2005 году, пока согласовал только 900 млн рублей.
Помимо парома в Лужской губе планируется построить еще девять специализированных терминалов. Министр констатировал, что по остальным проектам, не считая запущенный в 2001 году угольный перегрузочный комплекс, работы практически не ведутся. "Меня расстроило то, что, кроме угольщиков, нет потенциальных инвесторов. Есть планы по развитию контейнерного терминала, но это только проекты", - заявил он. Любопытно, что г-н Левитин, который с сожалением говорит о состоянии строительства контейнерного терминала, в недавнем прошлом возглавлял "Северстальтранс". Эта фирма через Национальную контейнерную компанию контролирует свыше 50% акций контейнерного терминала в Усть-Луге.
Г-н Левитин не сообщил, обсуждались ли на его вчерашней встрече с Валентиной Матвиенко планы "Совкомфлота" встать на налоговый учет в Петербурге. Питерский губернатор надеется заманить в город крупных налогоплательщиков, а "Совкомфлот" - таким образом "спрятаться" от намерений государства объединить его с "Новошипом". Однако г-н Левитин вчера категорически опроверг слухи о том, что планируется создать мегакомпанию на базе крупнейших российских морских нефтеперевозчиков (суммарный тоннаж их судов - 7 млн тонн).
Переходя из морской стихии в воздушную, министр неожиданно встал на сторону российских авиаперевозчиков, которых чиновники упрекают в нарушении договоренностей, касающихся закупки иностранных самолетов. Как известно, МЭРТ и Генпрокуратура считают, что "Аэрофлот" и "Трансаэро" обязаны либо закупить российские самолеты; либо вернуть таможенные пошлины, от уплаты которых перевозчиков освободили взамен на их обещание покупать отечественные лайнеры. Сэкономленные пошлины оцениваются более чем в полмиллиарда долларов. Однако г-н Левитин в ответ на вопрос о том, будет ли государство заставлять перевозчиков возвращать эти средства, заявил: "Государство должно обеспечивать условия для наших авиакомпаний, чтобы те самолеты, которые строит им наш авиапром, при эксплуатации были на таком уровне, на котором находятся покупаемые на Западе". Симпатии министра находятся на стороне авиакомпаний: ведь они, по убеждению г-на Левитина, "не успевают приобрести самолеты и мотивируют это тем, что авиапром не смог сделать те самолеты, которые им нужны".