УСТРЕМЛЕННОСТЬ В БУДУЩЕЕ

Завершилось 40-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. За два дня мы смогли убедиться, что все, кто участвовал в нем, испытывали чувство глубокого удовлетворения и гордости за проделанную в этот непростой 13-летний период работу

Геннадий Фадеев - председатель Совета, президент ОАО "Российские железные дороги":

"Мы связываем свое будущее с неуклонным повышением эффективности перевозочного процесса, развитием рыночной конкуренции, укреплением и развитием взаимодействия со всеми железнодорожными администрациями, входящими в Совет".

Вдумайтесь только: политические катаклизмы вынудили проложить новые границы по стальным магистралям - кровеносной системе некогда единых территорий. И каким надо было обладать дальновидением, чтобы предложить не разрушать созданное за полтора столетия, а объединиться для продолжения совместной деятельности в новых реалиях! Были противники подобного варианта развития событий? Конечно, были, и немало. Но настоящие профессионалы понимали, что, отгородившись шлагбаумами, можно нанести непоправимый ущерб не только самому железнодорожному транспорту, но и экономике всех вновь образованных государств. Не случайно все без исключения руководители железнодорожных администраций выражали в эти дни искреннюю благодарность одному из основателей Совета, и ныне руководящему его работой, - президенту Компании "РЖД" Геннадию Фадееву.

В самом деле, только железнодорожникам - из всех транспортников - удалось сохранить интегрированную инфраструктуру магистралей, наладить совместную эксплуатацию грузовых вагонов и контейнеров, развивать общее информационное пространство, научно-техническое сотрудничество, проводить согласованную тарифную политику. Не менее важно и то, что постепенно создана необходимая правовая база для функционирования перевозочного процесса в межгосударственном сообщении.

Зато теперь все признают, что только благодаря тем мудрым решениям железные дороги Содружества обеспечили "дыхание" для промышленности и экономики своих стран, помогли быстрее оправиться от последствий охватившего постсоветское пространство кризиса. Можно без преувеличения сказать, что благодаря эффективной работе Совета, плодотворному взаимодействию всех железнодорожных администраций развивались интеграционные процессы не только в транспортной сфере, но и в промышленном производстве, межрегиональном сотрудничестве...

Но ничто не дается легко. И в период становления работы Совета, когда шел поиск оптимальных вариантов взаимодействия, порой требовались огромная выдержка и стремление к объективности. Когда некоторые вопросы не удавалось решить с первого раза, стали создавать специальные комиссии экспертов, которые предварительно проводили необходимые консультации и только после снятия всех спорных моментов выносили уже хорошо обкатанный вопрос на заседание Совета.

Был даже такой случай, когда при обсуждении проблемы взаиморасчетов между железнодорожными администрациями никак не могли прийти к консенсусу даже во время заседания Совета. Тогда Геннадий Фадеев объявил двухчасовой перерыв, чтобы эксперты и руководители администраций попытались прийти к согласию. "В противном случае я буду вынужден сложить с себя полномочия председателя Совета, так как не сумел найти выход из кризисной ситуации", - сказал Геннадий Фадеев.

Компромисс был найден, и впредь несогласованные вопросы на заседания Совета не выносили. Это не значит, что при их обсуждении обходилось вовсе без поправок или дополнений. Но принципиальное решение, как правило, не подвергалось сомнению.

Недаром в приветствии председателя Правительства РФ Михаила Фрадкова подчеркнуто, что весь опыт существования Совета доказал его эффективность в области координации работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и выработке согласованных принципов его функционирования и развития. "Умение искать и находить взаимоприемлемые решения, способность эффективно взаимодействовать, развивать интеграционные процессы, совместно умножая и реализуя транспортный потенциал, особенно востребованы сегодня", - говорится в приветствии.

И Президент России Владимир Путин, приветствуя участников заседания, отметил, что этот вид транспорта всегда играл ключевую роль во взаимоотношениях наших стран.

Как сказал на заключительной пресс-конференции председатель Совета, президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев, практически во всех странах Содружества наблюдается подъем экономики. Но этому предшествовало развитие железнодорожных сетей. Без подъема отрасли невозможно было бы и помышлять о каких-то хозяйственных успехах.

Железные дороги - это становой хребет страны. Сегодня у нас, наверное, нет более стабильной сферы экономической деятельности. И, что особенно важно, подчеркнул Геннадий Фадеев, Компания не лезет в карман государства, она развивается за счет собственных средств. О прочной финансовой устойчивости говорит тот факт, что инвесторы, как внутренние, так и внешние, стоят в очереди, дабы получить возможность профинансировать какой-нибудь из проектов "Российских железных дорог".

Сколько разговоров было о том, что монополия загубит стальные магистрали России. Не только не загубила, но и спасла. По словам Геннадия Фадеева, доля железных дорог в росте внутренней инфляции еще два года назад составляла два процента. А в прошлом году

- лишь 0, 6 процента. В этом году не превысит 0, 5 процента. При этом динамика роста себестоимости перевозок ниже уровня инфляции в стране. В этом году она ожидается на уровне менее 7 процентов, а "официальная база" инфляции

- 8, 5 процента.

Президент ОАО "РЖД" напомнил, как 13 лет назад только что созданному Совету предрекали скорую кончину. А он не только выжил, но и постоянно укрепляет свои позиции и собирает новых членов. Одно из основных достоинств этой международной организации - ее неполитическая принадлежность. Сколько раз министры транспорта этих стран пытались собраться вместе и решить транспортные вопросы! Ничего не получилось. Почему? Лишь потому, что они политики. Политика нередко вмешивается в экономику и зачастую ей мешает. Руководители железнодорожных администраций во главу угла ставят экономические, хозяйственные интересы, и у них всегда есть возможность договориться.

- Мы как одна семья, и у нас нет другого выхода, кроме как подставлять друг другу плечо, -сказал Геннадий Фадеев.

На заседаниях Совета участники принимают решения, которые обязательны к исполнению для всех железнодорожных администраций в интересах национальных экономик. Сегодня вряд ли еще где существует такая система учета и информационного обслуживания, как в системах наших железных дорог. Каждый вагон, пересекающий границу наших государств, в реальном времени учитывается и заносится в электронную базу данных. Недаром выступавший на заседании Совета исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло назвал Совет самой эффективной и успешной организацией в рамках Содружества.

Подводя итоги 40-го заседания, Геннадий Фадеев назвал одним из главных его достижений сохранение транзитных тарифов на уровне прошлого года, согласование графика движения поездов, ряд конкретных мер по повышению уровня безопасности движения поездов.

Говоря о повышении экологичности железнодорожного транспорта, руководитель ОАО "РЖД" отметил, что главный вклад в мировую экологию -это постоянное увеличение полигона электрификации. Уже сегодня в России этим самым экологически чистым видом тяги осуществляется 75 процентов перевозок. К 2010 году, после электрификации мурманского хода, участка Карымская - Забайкальск, направления Саратов - Волгоград в сторону Керченского полуострова, этот показатель увеличится еще на 10 процентов.

Осуществляется и программа создания газотурбовозов, работающих на более дешевом и экологичном топливе - сжиженном газе. Часто приходится слышать о внедрении экологических стандартов Евро 3, Евро 4. Однако ни на европейских, ни тем более на американских железных дорогах более экологичной технологии перевозок с применением этого вида топлива не найти. В России же первые газотурбовозы уже работают и согласно упоминавшейся программе будут внедряться в первую очередь на Северном Урале. Традиционно на заседании обсуждались не только сугубо технологические вопросы. Касались и социальных аспектов. Известно, что в рамках Совета работает комиссия по взаимодействию железнодорожных администраций государств Содружества в области здравоохранения. Ведь во многих государствах железные дороги оставили заботу о здоровье собственных служащих на своих плечах. Железнодорожные врачи развивают международное сотрудничество в сфере медицинского обеспечения безопасности движения, оперативных действий в чрезвычайных ситуациях на транспорте, контроля за санитарным состоянием пассажирских составов, следующих в межгосударственном сообщении.

Большой интерес участников заседания вызвал рассказ председателя комиссии, начальника Департамента медицинского обеспечения ОАО "РЖД" Олега Атькова о начале работы передвижного консультационно-диагностического центра "Хирург Николай Пирогов". Фактически это даже не поезд здоровья, а поликлиника на колесах, столь необходимая в отдаленных уголках сети Российских железных дорог.

Участники заседания очертили круг вопросов, которые предстоит рассмотреть на следующей встрече. Основным из них остается работа на межгосударственных стыках - таковых насчитывается 64. Грузо- и пассажиропотоки необходимо пропускать в тех объемах, которые предъявляются государствами. Ведь главная задача Совета - координация действий железнодорожных администраций, разработка расписаний движения пассажирских поездов и плана формирования грузопотоков.

Ну а пассажиры оценят эффективность принятых в Москве решений с началом летнего сезона. Ведь немало вопросов возникает при переброске в нужный момент подвижного состава. Например, на Украину для вывоза отдыхающих из Крыма или в Узбекистан и Таджикистан для перевозок в Европейскую часть континента.

Что касается грузовых перевозок, то пока остается нерешенной проблема неприема грузов портами, как украинскими, так и российскими. Для урегулирования этого вопроса на следующее заседание Совета будут приглашены представители портовиков. Очередное, 41-е заседание намечено на конец июня и пройдет в Тбилиси.

На 40-м заседании Совета еще раз подтверждено, что эта организация приобрела большой международный авторитет. Ведь Совет стал не только гарантом поддержки жизненно необходимых связей железных дорог стран Содружества, с ним активно взаимодействуют государства Балтийского региона и Болгария. Большой интерес к его деятельности проявляют Иран и Турция. То есть налицо интеграция в евро-азиатское транспортное да и экономическое пространство.

Подтверждением этому опять же могут служить высказывания Геннадия Фадеева на заключительной пресс-конференции.

Говоря о предстоящем увеличении количества пассажирских поездов и беспересадочных вагонов по сравнению с действующим графиком движения, он отметил, что маршруты некоторых из них (Калининград - Кавказ или Киев - Урумчи) пролегают через несколько государств.

- Мы приняли такое решение, и больше ни с кем его не надо согласовывать, - сказал Геннадий Фадеев. - Совет отвечает за функционирование маршрутов и все связанные с этим вопросы.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости