Порты-призракиисчезли с горизонта благодаря государственно-частному партнерству
Государство приходит на помощь
До недавних пор строительство портов в нашем регионе происходило достаточно хаотично. За дело брались компании, не имеющие ни финансовых, ни производственных мощностей для возведения такого дорогостоящего объекта, как порт.
Некоторые фирмы, оказавшись в финансовом тупике, замораживали строительство. Другие просто перепродавали права на прибрежную территорию и разрешительную документацию более состоятельным коллегам по бизнесу, те, выждав время, вновь пускали землю с молотка.
Неразбериха возникла из-за того, что государство самоустранилось от контроля за строительством портов и регулирования процессов, происходящих в этой сфере. Все изменилось после создания ФГУП "Росморпорт", главная задача которого - привлечение частных инвестиций в развитие портового комплекса России.
"Росморпорт" будет выступать гарантом для инвесторов по обеспечению выполнения обязательств государства, в том числе - и по возмещению инвестиций в объекты федеральной собственности. А еще - снимать все вопросы по получению разрешительной документации на строительство и оказывать техническое содействие в реализации проекта. При таком подходе порты-призраки уступят место реально строящимся объектам.
Как промышленники становятся портовиками
Ну а пока решались вопросы государственного регулирования портового хозяйства, в регионе сложилась весьма интересная ситуация: все значимые портовые мощности оказались в руках добывающих или производственных структур, заинтересованных в экспорте своей продукции.
Здесь есть как свои плюсы, так и минусы. Как полагают некоторые специалисты, портовые комплексы будут переориентированы на потребности своих новых владельцев, заинтересованных в перевалке добытых полезных ископаемых, что приведет к росту вала, увеличению налоговых отчислений, появлению дополнительных рабочих мест и так далее. Но тогда возникнут проблемы с обработкой грузов других грузовладельцев, которые ранее пользовались этими терминалами. Не исключено введение запретительных тарифов для конкурентов, что скажется на ценообразовании.
***
О новых терминалах и углубленных фарватерах
Как бы там ни было, собственники портов не намерены экономить средства на модернизации и строительстве. Дабы убедиться в этом, совершим вояж по крупнейшим портам.
БОЛЬШОЙ ПОРТ САНКТ-ПЕТЕРУРГ имеет сегодня 70 причалов и по объему переработки грузов занимает второе место в России после Новороссийского. По сути это - объединение портов, ведь в состав Большого входят бывший Морской торговый порт, Лесной порт, комплексы портов Ломоносов и Кронштадт. Ежегодный прирост грузооборота Большого порта предусмотрен на уровне 3 - 4 млн. тонн и к 2010 году должен составить 63 млн. тонн грузов, которые будут обрабатываться уже на 99 причалах.
ПОРТ ЛОМОНОСОВ, который входит в состав Большого порта Санкт-Петербурга, преобразится до неузнаваемости: в инвестиционный проект вложены 210 млн. долларов. По сути дела в Ломоносове будет возведен новый порт с контейнерным, рефрижераторным терминалами, а также терминалом по перегрузке металлов. Планируется, что объем перерабатываемых грузов первой очереди порта составит 2,08 млн. тонн в год, в перспективе же поднимется до шести миллионов.
МОРСКОЙ ПОРТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ занимает значительную часть фронтальной территории Большого порта - 33 причала, и основу его грузооборота составляют экспортные грузы - от минеральных удобрений до цветмета. Проектом предусмотрены реконструкция порта и причалов.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ РЕЧНОЙ ПОРТ изначально специализировался на поставках в город минерально-строительных материалов, но, после того как сменил собственника, планирует развивать и новые направления бизнеса.Например, руководство Речного порта ведет речь о возможности открытия контейнерной линии Роттердам - Санкт-Петербург, для чего уже проведены модернизация парка автопогрузчиков и кранового оборудования.
НЕ ОТСТАЕТ ОТ ПИТЕРА И ОБЛАСТЬ. До начала 90-х на территории Ленобласти существовал лишь один порт - ВЫБОРГ, оборот которого едва превышал 1 млн. тонн в год. Позднее из состава порта Выборг был выделен грузовой терминал на острове Высоцкий, ставший вскоре самостоятельным портом ВЫСОЦК. Поворотным моментом в "портовой истории" Ленинградской области стал 2001 год, когда в эксплуатацию запустили первую очередь нефтяного терминала в порту ПРИМОРСК и угольный терминал в порту УСТЬ-ЛУГА. К 2007 году общий оборот четырех областных портов должен увеличиться до 93 млн. тонн в год (для сравнения: в 2001 году он составлял 4,3 млн. тонн). Наибольший прирост, в 86 млн. тонн, должна обеспечить перевалка нефти и нефтепродуктов в порту Приморск.
***
Мнения
Александр ГАЛИН, начальник отдела портовых услуг одного из ЗАО:
- В настоящее время в российской части Балтийского моря наблюдается острая нехватка специализированных портовых комплексов. В частности, есть острый дефицит мощностей для обработки навалочных, лесных грузов, контейнерные терминалы. Необходимо строительство новых комплексов и модернизация уже существующих, а темпы работ напрямую зависят от того, насколько благоприятным будет созданный в регионе инвестиционный климат.
Алексей БАРАНОВ, генеральный директор одного из ЗАО:
- Государство должно регулировать базовые грузопотоки и под них планировать портовые мощности. Для этого по большому счету у нас есть все. Но, как недавно выразились мои японские коллеги, в портовом комплексе в целом не хватает государства. Все как-то неорганизованно, нет единой концепции.