Денонсация с 1 мая текущего года латвийско-украинского договора о свободной торговле вопреки пессимистичным прогнозам экономистов не привела к трагическим последствиям. Как заявил торговый советник Посольства Украины в Латвии Тарас ГАВРИЛЮК (на снимке), внешнеторговый оборот между двумя нашими странами в первой половине 2004-го не только не сократился, а наоборот, возрос до 259 млн. долларов - на 57, 7% больше, чем годом ранее. Причем бизнесмены уже готовят ряд совместных проектов, обещающих принести дополнительные дивиденды.
Рекордный скачок
Необходимо сразу отметить, что украинская арифметика взаимного торгового баланса отличается от латвийской: наши не учитывают транзитные грузы. Впрочем, и без них показатель экспортно-импортных отношений смотрится довольно прилично - около 160 млн. долларов.
"В первом квартале текущего года был зафиксирован почти 100-процентный прирост внешнеторгового оборота", - констатировал Т.Гаврилюк. Решающую роль в этом сыграло желание украинских коммерсантов подстраховаться перед вступлением Латвии в Евросоюз: они постарались завести как можно больше товара до часа "Х" - ноля часов 1 мая. Впрочем, и позднее - в мае и июне - грузопоток хоть и несколько оскудел, но незначительно. По мнению собеседника , сейчас все идет к тому, что показатель взаимной торговли, который в прошлом году, по расчетам официального Киева, составил 363 млн. долларов, в нынешнем будет превышен как минимум на треть.
- Сегодня мы строим свои экономические отношения с Латвией как с обычным членом Европейского союза - в рамках действующего у нас с Брюсселем соглашения о партнерских отношениях. В соответствии с ним Украина применяет к представителям сообщества режим ведения хозяйственной деятельности, аналогичный распространяемому на местных бизнесменов, - поясняет торговый советник.
- Получается, вступление Латвии в ЕС прошло безболезненно для украинских компаний?
- Безусловно, все острые углы обойти не удалось. Наиболее сильно нас беспокоила и продолжает беспокоить ситуация с ввозом металлопродукции: в альянсе она квотируется. Как следствие, объем поставок сократился в 1, 5 раза, и теперь удельный вес данной группы товаров в украинском экспорте в Латвию уменьшился с 20, 5% до 8, 5%. Кстати, присоединение к ЕС сказалось и на объемах вашего экспорта в Украину (за январь-июнь 2004-го 26, 343 млн. долларов. - ): он упал на 8, 7%.
Банковская любовь
- Какие группы товаров доминируют во взаимной торговле?
- Мы везем к вам изделия из стекла и керамики, металлургическую продукцию, нефтепродукты, машины и оборудование... Вы к нам - продукцию химической промышленности (стекловолокно), древесину и изделия из нее, текстиль и др.
Особо хотел бы отметить тесное сотрудничество между Латвией и Украиной в банковской сфере. Так, собственником вашего Banka Paritate стал наш Приватбанк, Укрсiббанк - акционером Multibanka. Тесно взаимодействуют украинский банк Южный и Regionala investiciju banka. В мае прошлого года открыл свое представительство в Риге банк Недра.
В свою очередь, в Украине работают структуры финансово-страхового холдинга Baltikums, Baltijas Tranzitu banka, Ogres Komercbanka, Trasta komercbanka, Rietumu banka, корпорации Grata, Parex banka. Последний готовится открыть у нас отдел по управлению финансовыми средствами, в том числе и пенсионного фонда второго уровня. Другое развиваемое им направление - лизинг автомобильного транспорта. Оба подразделения должны начать деятельность в середине - конце нынешней осени.
Планов громадье
- Но финансовое сотрудничество - это слишком узкий сектор...
- Повышенное внимание уделяем и остальным отраслям экономики. Например, пытаемся восстановить и активизировать деловые связи Рижского вагоностроительного завода и наших железнодорожников: большинство эксплуатируемых в Украине электричек имеют к вашей республике самое непосредственное отношение. Нас привлекает возможность их капитального ремонта в Риге с использованием украинских комплектующих. Надеемся также, что ГАО Latvijas dzelzcels заинтересует продукция Луганского локомотивного завода, разработавшего новый тепловоз, а также Азовмаша, наладившего выпуск грузовых вагонов и цистерн.
На уровне министерств экономики обоих государств благожелательно воспринята идея создания в Латвии сборочного производства тракторов либо Харьковского тракторного завода, либо Днепропетровского Южмаша. Данный шаг облегчит им выход на европейский рынок.
Обсуждается более тесное взаимодействие в сфере транзитных грузоперевозок. Между Клайпедой и Одессой уже не первый месяц курсирует контейнерный поезд "Викинг", и во время последнего заседания латвийско-украинской межправительственной комиссии мы договорились продлить его маршрут до Риги, чтобы тем самым привлечь в ее порт дополнительные грузы из Скандинавии.
- Как на это отреагировали соседи-литовцы? Вряд ли Клайпеду привлекает рост грузооборота у конкурентов.
- Отреагировали нормально. Дело в том, что из Украины в Литву состав идет забитым практически под завязку, а вот в обратном направлении его заполняемость составляет лишь 20%. Кстати, более активному использованию украинскими коммерсантами латвийских портов и наоборот должно способствовать и парафирование соглашения об использовании инфраструктуры "морских ворот" обеих стран. В соответствии с ним портовые сборы с представителя другого государства берутся как с местного юридического лица.
- О своих планах развернуть собственную торговую сеть в Украине заявила крупнейшая торговая компания в Балтии - VP Market. А латвийские фирмы могут похвастаться сопоставимыми по размаху проектами?
- Таких примеров пока не очень много. Плюс часто свои вопросы бизнес-структуры решают напрямую. Знаю, активно прорабатывается вопрос о выходе на наш строительный рынок вашего предприятия BMGS. Оно станет участвовать в качестве подрядчика в возведении в Киеве монолитных высоток. Зона ответственности - работы нулевого цикла.
Кстати, у вас есть возможность серьезно увеличить объем латвийских инвестиций в украинскую экономику (на сегодня он составляет 73 млн. долларов): Латвийскому агентству инвестиций и развития передан список более чем из 300 наших предприятий, чьи пакеты акций выставляются на продажу в нынешнем году.
Воздушный мост
- Одна из тех сфер, которая, если учесть страсть латвийцев к путешествиям, могла бы приносить прибыль в ближайшей перспективе, - туристическая отрасль. Но для этого необходимо обеспечить надлежащий сервис.
- Что касается сервиса, то у нас не первый год с помощью западного и российского капитала ведется обновление гостиничного и пенсионного фондов. Безусловно, мы будем рады, если латвийские инвестиции придут в туристический сектор. Но не менее важно для нас наладить нормальное сообщение между нашими государствами.
По моему убеждению, увеличению потока отдыхающих из Латвии в нашу страну мешает закрытие железнодорожного маршрута. Летать же самолетами накладно даже для представителей среднего и малого бизнеса. Правда, мы проводили консультации с авиакомпанией airBaltic. Не исключается: с нового года она снизит цены на билеты до Киева и поставит на линию более вместительный самолет. К тому же к следующему летнему сезону начать выполнять рейс Рига - Симферополь хотели бы Донецкие авиалинии. Так что проектов много: надо лишь все реализовать.