Судоходная компания "Норд-вей" в Архангельске почти никому не известна, но к северу от мыса Зимнегорский о ней знают все. Пароходики этого частного предприятия перевозят продукты и промышленные товары в населенные пункты побережья Белого моря. И потому дни и время подхода судов "Вайново" и "Варнек", принадлежащих компании, в поморских деревнях у всех на устах. Появление на горизонте любого из этих судов означает: на прилавки местных магазинов рядом с прошлогодними консервами будут выставлены свежие овощи, колбаса, фрукты...
Фирма с не русским названием, обозначающим "северный путь", появилась на рынке морских перевозок ровно десять лет назад. В качестве транспортного средства судовладелец предлагал старый плашкоут "Вайново" грузоподъемностью всего-то в сто тонн. Однако интерес к компании со скромным стартовым капиталом возник быстро.
Каботажная линия, которую десятилетиями обслуживали, выполняя государственный заказ, Северное морское пароходство, Управление транспортно-рефрижераторного флота и Рыбакколхозсоюз, в одночасье оказалась беспризорной. СМП переключилось на загранперевозки, руководство УТРФ начало распродавать суда, АРКС рассыпался на мелкие хозяйства. Люди, живущие на берегу Беломорья, рисковали остаться без самого необходимого - муки, сахара, соли.
С первого рейса "Вайново" начало возить грузы в контейнерах: поэтому сроки стоянки сокращаются в несколько раз. Исчезают проблемы недостачи, пересортицы, порчи продуктов.
Опыт судов дальнего плавания компания "Норд-вей" впервые и действительно с успехом применила у нас на Севере. Городской отправитель груза получал контейнер во временное пользование, загружал его, закрывал, ставил пломбу. И спокойно отправлялся по своим делам. Как доставить груз в деревню в целости и сохранности - теперь это была забота фирмы "Норд-вей".
С возвращением плашкоута из очередного рейса контейнеры (палуба позволяет разместить их не менее 30 штук) грузили на судно. И пока товар следовал по морю, деревенскому грузополучателю сообщали время прибытия судна: мол, встречай!
В деревне контейнер перевозили или в магазин, или на колхозный склад, или на собственный двор. И также спокойно выгружали. А "Вайново" после двух-трех часов стоянки следовало дальше, как трамвай, по расписанию.
Много воды утекло с тех пор. На морской простор вышли суда других "частников" - "Алкей", "Наутилус", "Онега"... Но "Норд-вей" твердо заняло свое место в транспортном процессе внутренних перевозок. Объем грузов увеличивается год от года. Количество контейнеров на грузовой площадке стало намного больше. Появилась необходимость приобрести еще одно судно.
"Варнек" - тоже плашкоут. И тоже не новый. У экипажей компании стало хорошей традицией выходить в навигацию первыми. С начала апреля на судах, простоявших в зимнем отстое, идет подготовка к плаванию. Обычно к середине мая оба плашкоута находятся "под парами". И сегодня они, свежевыкрашенные, со стороны выглядят как на картинке. Хоть сейчас в рейс.
О том, с какими проблемами приходится сталкиваться перед навигацией-2005, рассказывает директор частного предприятия Дмитрий Яремчук.
- До плавания еще далеко. Первый рейс плашкоута "Варнек", предполагаю, начнется в двадцатых числах мая, груз - строительные материалы назначением на Соловки. Но прежде, чем мы начнем погрузку, необходимо проверить сами суда, механизмы, оборудование. Этим и занимаются экипажи.
Расходы по вводу в эксплуатацию каждого из плашкоутов приближаются к 150 тыс. рублей. Кроме того, на докование "Вайново" надо потратить еще полмиллиона. Затем санитарные власти, инспекция портового контроля должны подтвердить их готовность к выходу в море.
Все эти годы мы занимались перевозкой грузов между Архангельском и портопунктами нашей области и Ненецкого автономного округа. Не исключено, будут и другие маршруты, другие грузы. Хотелось бы принять участие в доставке топлива по северному завозу. Но тендер, объявленный областной администрацией, выиграла судоходная компания "Портофлот". Тем самым между участниками конкурса ликвидирована здоровая конкуренция. Другие судовладельцы остались в стороне. Пройдет еще год-другой, они просто исчезнут с рынка. А "Портофлот" как монополист будет диктовать свои цены. Решить задачу просто: выигравший конкурс получает 80 процентов заказа, остальные - 20 процентов, но на тех же условиях. И еще. На мой взгляд, буксиры портового флота должны заниматься своим делом - швартовкой судов. У них в порту работы хватит.
Есть у нас и еще одна проблема. Перед каждым выходом в рейс мы платим немалые деньги в счет портовых сборов. Ледокольный сбор составляет четыре пятых от общей суммы. Но ведь наши суда в принципе не могут ходить во льдах. И возникает вопрос: за что отдавать деньги? Отдаем и, разумеется, включаем расходы в стоимость перевозки. Соответственно увеличиваются и цифры на ценниках в деревенских магазинах. А ледоколы целое лето подпирают причалы. Неужели судовладелец не может найти им работу в Арктике?