Порт накануне юбилея. 2004-й год объявлен годом реконструкции и развития Одесского морского торгового порта
Одно из приоритетных направлений деятельности Одесского порта — развитие контейнерного терминала. Анализ перевалки контейнеров в порту свидетельствует о том, что это наиболее динамично развивающийся грузопоток. Динамика роста такова: за последние 4 года ежегодный их прирост составляет более 30: (в 2003-м — 42,9 %). По прогнозам специалистов, эта тенденция сохранится и в этом году. Предполагается, что объем перевалки контейнеров составит 200 тыс. TEU. По итогам полугодия в порту переработано 90 тыс. TEU, что на 37 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Оператор контейнерного терминала "ГПК-Украина" обслуживает 28 контейнерных линий. Последние 3 — "Янг минь шипинг". "Канада меритайм лайн" и "Эль кенз" — появились буквально в течение последних месяцев.
Рост объема перевалки контейнеров стимулирует администрацию порта расширять территорию контейнерного терминала. Предполагается намыть, начиная с 2005 г., в два этапа, до 32 га площадей. Это позволит к 2013 г. увеличить объем перевалки контейнеров до 1 млн. TEU.
Второе направление — модернизация старых сооружений. Заканчивается реконструкция причала N 6 нефтегавани, который сможет принимать малотоннажные танкеры и газовозы. Предусмотрена реконструкция причала N 7,предназначенного для обработки танкеров грузоподъемностью до 100 тыс. тонн. Планируется строительство "лучевого" причала N 8. В августе фирма "ГТ-проект-Украина" приступала к модернизации бывших причалов СРЗ NN 4, 5, переданных порту по приказу Министерства транспорта. Помимо этого, будут проведены дноуглубительные работы. Это позволит принимать здесь танкеры с тропическими маслами грузоподъемностью 20 тыс. тонн и более.
В этом же месяце на этой же территории 000 "Укрсвязьгидрострой" забил первую сваю причала 1 "з" (что значит "заводской") длиной 254 м и глубиной у кордона 12,5 м (строительство новых мощностей — третье приоритетное направление). Проектная стоимость работ — 13 млн. долларов. Это будет второй после 29-го, модернизированного в 2002 году, по глубоководности причал в порту, который позволит обрабатывать здесь суда типа "панамакс".
И, наконец, четвертое направление — это техническое перевооружение. Только для контейнерного терминала планируется приобрести перегрузочной техники на 827 млн. гривень. В этом году для контейнерного терминала приобретено техники на 1 млн. евро. В том числе 2 ричстакера грузоподъемностью 42 т, два 18-тонных фронтальных погрузчика. В планах этого года — приобретение двух портальных кранов грузоподъемностью 40 т. Для оснащения перегрузочного комплекса (ППК-11), созданного портом без малого год назад в качестве собственной грузовой базы, "Укрморпорт" выделил кран типа "Сокол", который будет построен на Новокраматорском заводе. Планируется закупить для него второй кран, автомобильный, грузоподъемностью 36 т. В этом году парк перегрузочной техники этого комплекса пополнился десятью автопогрузчиками различной грузоподъемности. Разработанная специалистами порта программа технического перевооружения порта предусматривает в перспективе вместо подлежащих списанию 18 портальных кранов приобрести для складских площадей козловые краны грузоподъемностью 40 т.
Наряду со стивидорными работами, порт развивает пассажирские перевозки. Пассажирский комплекс Одесского порта не имеет аналогов в Украине и в странах СНГ. Его инфраструктура — Морской вокзал, позволяющий обслуживать 4 млн. пассажиров в год, 4-звездочная гостиница европейского уровня "Одесса", яхтенный комплекс с эллингом, магазином принадлежностей для яхтенного спорта, церковь св. Николая, центр подводного плавания, морская галерея — способствует привлечению туристов. Но необходимо, чтобы и городская инфраструктура была подготовленной к их приему. Ведь не секрет, что каждый из туристов при посещении Одессы оставляет от 60 до 80 долларов, которые идут в городской бюджет.
Одесский порт старается предоставить туристам такой сервис, чтобы им хотелось посетить наш город еще раз. В этом году планируется 57 судозаходов пассажирских лайнеров и 64 — типа "река-море". В будущем году ожидаем прибытия океанского лайнера "Аврора", длиной 272 метра, на борту которого размещается до 2000 пассажиров. В навигацию-2005 планируем открыть новую линию Одесса — Варна, которую будет обслуживать катер порта "Голубая стрела". Порт тесно работает с туроператорами, агентами пассажирских линий. Надеемся, что все это даст прирост пассажиропотока.
В конце мая 2004 г. в Брюсселе проходила презентация Одесской области представителям стран Евросоюза. В составе делегации, которую возглавил губернатор области Сергей Гриневецкий, был начальник Одесского морского порта Андрей Егоров. В эти дни состоялось несколько полезных и перспективных встреч с представителями известных европейских компаний, таких, как "Даймен шипи-ардс", занимающейся постройкой судов, в том числе буксиров, которые интересуют порт. Состоялись переговоры с компанией, выполняющей дноуглубительные работы, с международными экспедиторами, в частности, с представителем Польских железных дорог. У Одесского порта есть определенный интерес к участию в логистических цепочках по доставке грузов из Юго-Восточной Азии в Европу. Несмотря на то, что не ставилась задача привлечения новых грузопотоков, эти встречи и переговоры познакомили Одесский порт с европейскими производителями услуг, дали ему возможность найти новых партнеров. Возможно, некоторые из них превратятся из потенциальных клиентов в реальные.