За шесть месяцев нынешнего года грузооборот станции Новороссийск вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого почти на 11 процентов. Причем положительной динамики удалось достичь в условиях продолжающейся реконструкции.
Прежде припортовый узел специализировался в основном на перевалке импортного зерна. Сейчас через станцию в порт поступают металлы, руда, бумага, топливо, удобрения, контейнерные грузы. Перевалка минеральных удобрений, как и зерна, осуществляется частично по прямому варианту.
- Перевозка минеральных удобрений на коротких плечах (из Невинномысской, Белореченской) с перевалкой по прямому варианту выгодна, поэтому имеет тенденцию к росту, - поясняет начальник Новороссийского опорного центра перевозок Мирослав Богатырев. - Два года назад мы начали работать с новым видом груза - дизельным топливом - и в прошлом году уже переработали 43418 цистерн.
Помнится, когда случалось на припортовых узлах "великое стояние" грузовых поездов по форсмажорным обстоятельствам, железнодорожники часто, что называется, отдувались "за всех и вся": и за природную стихию (ураганные ветры и штормы, когда работа портов парализована), и за просчеты самих портовиков (проколы со своевременным подходом судов под конкретные грузы).
В последние месяцы припортовая станция работает в напряженном ритме и, как никогда, стабильно. Среднесуточная выгрузка к середине года впервые приблизилась к отметке 970 вагонов, и это, уверяют здесь, не предел! Станция Новороссийск, по мнению Мирослава Максимовича, способна выгружать 1200 и грузить до 250 вагонов ежесуточно.
- К наращиванию объемов грузооборота нас обязывают растущие предложения потенциальных партнеров. Если сейчас, допустим, случаются иногда какие-то задержки с той же выгрузкой, то чаще всего подобное происходит не по нашей вине.Главная причина - нет у портовиков свободного места для приема и временного хранения грузов. Из-за этого в прошлом году, бывало, по двое суток стояли вагоны в портовом парке - их наши смежники не забирали... И если, допустим, сейчас бывают срывы в развозе местного груза, это еще не всегда свидетельствует о недоработках железнодорожников или слабой станционной инфраструктуре. Обычно это следствие занятости "передаточных" путей в парках либо занятости грузовых фронтов на путях необщего пользования по вине отдельных грузовладельцев и грузополучателей.
Определенные проблемы у станции наметились во взаимоотношениях с комбинатом "Импортпищепром", когда вагоны ОАО "РЖД" простаивали на подходах к Новороссийску. Причем не по вине железной дороги, а поскольку не было подводки нужных судов. Вначале представители этого клиента отказались погашать набежавшие суммы за простой вагонов. А потом, по словам Мирослава Максимовича, пришли сами и попросили определенное время, дабы разобраться в истинных причинах происшедшего и оформить документы для доплаты.
Позже они без всякого принуждения заплатили недостающие суммы. Сейчас на этом предприятии идет настоящая борьба за освоение грузов - ведь руководство материально стимулирует своих подчиненных, исходя из конечного общего результата. В конце июля - августа там ежесуточно выгружали более 200 вагонов дизельного топлива и заявляют, что готовы скоро одолеть все 400!
Подобный разумный подход выгоден всем участникам транспортного процесса.