ОАО "Российские железные дороги" ("РЖД") намерено в 2004 году на 13 - 15% увеличить объем контейнерных перевозок. Этот рывок вперед компания планирует сделать прежде всего за счет появления новых маршрутов в сторону крупнейших российских портов и транзитных пунктов по пути из Юго-Восточной Азии в Европу.
Брать "новые высоты" железнодорожников побуждает положительная динамика объемов контейнерных перевозок. Так, в 2003 году они увеличились на 17%. За пределы России было отправлено на 18% больше контейнеров, чем в 2002 году.
Правда, для рекордных показателей ОАО "РЖД" придется выполнить два условия: значительно увеличить парк специальных поездов и внедрить гибкую систему тарифов. Пока список составов, сформированных из контейнерных платформ, включает в себя 178 поездов. Для реализации поставленных задач его надо увеличить, как минимум, на 10%. Решить проблему по традиции можно за счет покупки китайских контейнеров - они дешевле европейских. Но в "РЖД", скорее всего, на платформах экономить не будут. Ведь только за один год прибыль от контейнерных перевозок принесла компании 14, 3 млрд. руб. К тому же одна треть нынешней инвестиционной программы "РЖД" рассчитана на обновление вагонного парка, в том числе и контейнерного.
Гораздо сложнее дело обстоит с тарифами. Многое будет зависеть от того, сумеет ли железнодорожная монополия пойти на компромисс со своими клиентами.
К этому компанию может подтолкнуть только конкуренция с автомобильным транспортом, который также занимается перевозкой контейнеров на внутренних линиях. Пока на расстояния до 2 тысяч километров груз на резиновых колесах перевозить гораздо выгоднее, чем на железных. Если "РЖД" утвердит для небольших по протяженности маршрутов более низкие тарифы, то ей удастся частично переманить клиентов у автоперевозчиков.
Однако на рынке международных перевозок железнодорожники остаются вне конкуренции. Не случайно "РЖД" приступило к переговорам о транспортном обслуживании на территории Европы, Турции, Пакистана, Финляндии, Южной Кореи и стран СНГ. Поэтому, по мнению самих железнодорожников, автомобильные контейнерные перевозки, особенно на международных направлениях, не смогут составить полноценную конкуренцию ОАО "РЖД" даже в том случае, если тарифы останутся без изменения. Ведь сейчас на долю железнодорожного транспорта приходится 75% всех контейнерных перевозок, а автомобилям достается лишь 23% грузов.
По мнению консультанта компании "Русские инвесторы" Дмитрия Лопухина, железнодорожную монополию подтолкнуло к увеличению доли контейнерных перевозок изменение статуса с министерства на акционерное общество. Если раньше контейнерными перевозками занимались в основном посреднические фирмы, то сейчас - сама монополия. Большой спрос и ожидаемые солидные прибыли побуждают "РЖД" взять перспективный рынок под свой контроль.