РЖД понравились контейнеры

В наступившем году специалисты прогнозируют существенный рост железнодорожных контейнерных перевозок

Как сообщили на днях в департаменте по связям с общественностью ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), компания планирует в 2004 г. увеличить объем контейнерных перевозок по сравнению с прошлым годом на 13-15%. Достичь таких показателей в РЖД намерены за счет развития контейнерных маршрутов и ускоренных контейнерных поездов в направлении крупнейших российских портов, экспортных перевозок из крупнейших ЦБК России, а также за счет транзитных перевозок из Юго-Восточной Азии в Европу. Специалисты относятся к планам РЖД весьма оптимистично: на их успешную реализацию позволяет надеяться постепенное увеличение количества контейнеров и парка контейнерных платформ компании. Однако для окончательного закрепления на рынке контейнерных перевозок РЖД необходимо провести серьезную работу по сокращению конкурентного расстояния перевозок и формированию гибкой системы тарифов, иначе значительная часть грузопотока контейнеров так и останется за более удобным на небольших расстояниях автомобильным транспортом.

В прошлом году объем контейнерных перевозок ОАО "Российские железные дороги" увеличился по сравнению с 2002 г. на 17, 2% и составил 1, 36 млн контейнеров в 20-футовом эквиваленте (TEU). По информации пресс-службы ОАО "РЖД", объем внутренних перевозок составил 831, 7 тыс. TEU, что на 12% больше, чем было перевезено за 12 месяцев 2002 г. На экспорт в 2003 г. было отправлено 214 тыс. контейнеров - на 18, 2% больше, чем в предыдущем году, на импорт - 151 тыс. TEU (на 22% больше). Транзит составил 160 тыс. TEU - 45% к уровню 2002 г. "В общей сложности за 12 месяцев 2003 г. по сети железных дорог проследовали 2, 7 тыс. контейнерных поездов, в составе которых было перевезено 257 тыс. контейнеров", - отметили в пресс-службе РЖД. При этом доходы "Российских железных дорог" от контейнерных перевозок в 2003 г., по предварительным данным, составят 14, 3 млрд руб.

В наступившем году ОАО "РЖД" собирается закрепить достигнутый в этом виде перевозок успех. "В 2004 г. ОАО "Российские железные дороги" планирует увеличить объем контейнерных перевозок по сравнению с прошлым годом на 13-15% - до 1, 5 млн контейнеров в 20-футовом эквиваленте (TEU)", - заявили в пресс-службе РЖД. А по прогнозам специалистов, с 2004 г. ежегодный рост объемов контейнерных перевозок, выполняемых российскими железными дорогами, составит не менее 19%, в результате чего в 2010 г. объем контейнерных перевозок может достичь 30 млн тонн. Ранее сообщалось, что только в этом году ОАО "РЖД" планирует вложить в развитие контейнерных перевозок 4, 5 млрд руб.

Первое, на чем основан оптимистичный расчет российских железнодорожников, - это продолжающийся рост контейнерных перевозок в этом году, прежде всего за счет ускоренных контейнерных поездов из целлюлозно-бумажных комбинатов России, а также перспективных маршрутов Находка-Восточная - Москва, Новороссийск - Москва. "Тем самым РЖД планируют увеличить свои перевозки за счет транзита контейнеров, - сказал RBC daily директор Агентства специальных исследований (Санкт-Петербург) Рубен Тертерян. - Так, увеличение перевозок в направлении той же Находки позволит РЖД переключить на себя транзит контейнеров из Юго-Восточной Азии в Европу. По информации РЖД, ввод чуть больше месяца назад Северо-Муйского тоннеля привел к увеличению отгрузок с конечных дальневосточных станций на 14-16%, и это в не самый благоприятный для контейнерных перевозок зимний период". Кроме того, по словам аналитика ИК "Проспект" Алексея Зайцева, Находка и Новороссийск являются сейчас одними из приоритетных направлений для развития железнодорожных контейнерных перевозок. "Новороссийск - это основной порт, который необходимо развивать, а Находка в последнее время также развивается весьма активно, хотя деятельность порта в значительной степени остается закрытой", - сказал RBC daily г-н Зайцев. Действительно, в прошлом году только по Транссибирской магистрали по маршруту Находка-Восточная - Бусловская - Находка-Восточная проследовала 1 тыс. контейнерных поездов, в составе которыхбыло перевезено 99 тыс. контейнеров, что в два раза превышает объем перевозок по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. Еще одним приоритетным направлением для развития железнодорожных контейнерных перевозок являются порты Санкт-Петербург и Усть-Луга, большая работа в этом отношении сейчас ведется первым вице-президентом ОАО "РЖД" Владимиром Якуниным.

Помимо этого в 2004 г. ОАО "РЖД" планирует существенно расширить географию контейнерных перевозок, развивая так называемую транспортно-экспедиционную деятельность (оказание услуг по организации перевозок грузов - прим. RBC daily). В настоящее время "ТрансКонтейнер" (филиал ОАО "РЖД") ведет активные переговоры с экспедиторскими компаниями по заключению договоров на транспортно-экспедиционное обслуживание на территории Европы, Китая, Южной Кореи, Финляндии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Турции и Пакистана, что позволит осуществлять перевозки грузов в контейнерах "от двери до двери". "На не так давно созданное ГУП "ТрансКонтейнер" (которое в дальнейшем, возможно, будет приватизировано) планируется переключить все железнодорожные контейнерные перевозки, - пояснил Рубен Тертерян. - Надеяться на весьма успешную деятельность ГУП "ТрансКонтейнер" позволяет и то, что сейчас в стране наконец-то начинают складываться национальные логистические сети: благодаря строительству терминально-логистических центров грузы гораздо эффективнее отправлять в контейнерах". Как пояснил RBC daily аналитик консалтинговой компании BKG Владимир Скопцов, "создание подобных терминалов в настоящее время - это основной критерий развития контейнерного бизнеса".

Насколько успешной будет деятельность РЖД в отношении контейнерных перевозок, по словам Алексея Зайцева, зависит от того, "хватит ли у компании средств на закупку новых контейнеров и контейнерных платформ". В настоящий момент для обеспечения контейнерных перевозок российские железные дороги располагают контейнерным парком в размере 178 тыс. единиц. "Спрос на контейнерные железнодорожные перевозки есть, причем он значительно превышает предложение, и, если контейнеры будут закуплены, рост перевозок обеспечен, - пояснил г-н Зайцев. - Пока же платформ, которые есть в наличии у ОАО "РЖД", не хватает, вагонный парк необходимо развивать". Однако специалисты уверены, что РЖД, скорее всего, сможет обеспечить заявленный рост перевозок контейнеров. "Проблем с подвижным составом не будет, - отметил RBC daily Рубен Тертерян. - Построить один контейнер - это совсем не то, что построить один вагон. К тому же их можно купить где угодно: достаточно недорогие контейнеры поставляет тот же Китай". С этой точкой зрения согласны и другие специалисты, опрошенные RBC daily. "Сейчас крупные компании контейнерного бизнеса серьезно взялись за строительство новых контейнерных платформ, пригодных для разных контейнеров (больших морских и автомобильных)", - сказал RBC daily Владимир Скопцов. Предполагается, что парк контейнеров длиной 20 футов будет пополняться на 7 тыс. штук в год, длиной 40 футов - на 1 тыс. штук в год. Кроме того, для обеспечения перевозок контейнеров во всех видах сообщений планируется приобретать в среднем по 2 тыс. фитинговых платформ в год. "В этом году порядка 30% инвестиционной программы ОАО "РЖД" заложено на обновление вагонного парка, в том числе контейнерного", - добавил Алексей Зайцев.

Однако для того, чтобы обеспечить стабильный рост контейнерных перевозок и окончательно утвердиться на этом рынке, РЖД необходимо учесть еще один фактор - тарифы и сроки перевозки грузов. "Угрозой планам РЖД может стать то, что они не умеют считать с точки зрения конкуренции на рынке, - пояснил Рубен Тертерян. - РЖД привыкли быть монополистами, а сейчас им приходится работать на конкурентном рынке". Причем самый сильный конкурент РЖД в перевозках контейнеров - это автотранспорт, ведь пока на расстояния до 2 тыс. км значительно выгоднее перевозить контейнеры автомобилями. "Взрывного роста железнодорожных контейнерных перевозок можно ожидать только в том случае, если РЖД удастся сократить конкурентное расстояние до 2 или даже до 1 тыс. км", - резюмировал г-н Тертерян.

Отдел компаний

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости