ОБЗОР СТРОИТЕЛЬНЫХ РЫНКОВ В ВЕДУЩИХ ГОСУДАРСТВАХ ЭТОГО РЕГИОНА
Азиатско-Тихоокеанский регион
Экономика Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) начинает преодолевать последствия экономического кризиса. Особенно это заметно на примере китайского рынка. И не только его. Тем отечественным предпринимателям, кто собирается попробовать свои возможности в установлении деловых контактов с потенциальными партнерами из ряда стран Азии, надеемся, будет полезно ознакомиться с этим обзором.
После валютного кризиса 1997 года путь к выздоровлению экономики Азиатско-Тихоокеанского региона оказался долгим. Доверие и финансовая стабильность возвратились и принесли с собой ряд важных строительных проектов, к примеру, сооружение комплекса объектов Олимпиады-2008 в Китае и крупный новый аэропорт в Таиланде.
КИТАЙ
В то время как на мировых строительных рынках в последние два года значительно сократились объемы работ, в КНР наблюдалось оживление. В строительном секторе высок уровень инвестиций в приобретение техники и сооружение объектов инфраструктуры.
Что касается строительной техники, то производители кранов сообщают о значительной продаже их в Китай. Так, германская фирма Liebherr надеется, что экспорт кранов в эту страну сохранится на высоком уровне и в 2004 году. Компания ТеrexDemag (американская Теrех купила немецкую Demag), по информации британского журнала "Интернэшнл крейнз", в 2003 году после спада эпидемии атипичной пневмонии продала китайским арендным предприятиям 20 новых кранов, включая модель СС8800 грузоподъемностью 800 тонн. Открытие в Шанхае сервисного центра компании Terex-Demag свидетельствует о ее уверенности в развитии китайского рынка стройтехники.
Кстати, азиатские производители кранов также сообщают об успешной реализации своей продукции на внутреннем рынке. По мнению японской фирмы Hitachi-Sumitomo, в связи с ростом арендного рынка спрос на новые и особенно на бывшие в употреблении краны будет расти. Арендные ставки в КНР самые высокие в Азии, государственные и частные фирмы могут устанавливать фиксированные ставки из-за отсутствия конкуренции. Однако по мере усиления арендного рынка ситуация может измениться в результате прихода на него новых фирм. Одной из них стало СП Hitachi-Sumitomo, начав в КНР сдавать в аренду краны. В конце 2003 года это СП объявило на фондовой бирже Nikkei Stock Exchange об инвестировании 100 миллионов иен (около 1 миллиона долларов) в течение 12 месяцев 2004 года в арендный бизнес центра проката Shenzen.
Эти средства пойдут на приобретение площадей для строительства нового завода и офиса. Совместное предприятие сдает в аренду около 50 кранов грузоподъемностью 100-150 тонн, хотя к 2006 году СП намерено удвоить это количество после выхода на другие китайские провинции.
Специалисты фирм Kobelco и Hitachi-Sumitomo считают, что наибольшей популярностью здесь пользуются краны грузоподъемностью 200 тонн и более благодаря строительству большого числа крупных объектов. Немецкая фирма
Sennebogen также начала продажу в КНР некоторых крупных кранов, включая поставку в Шанхай двух кранов модели 5500 Star Lifter грузоподъемностью 180 тонн.
В КНР сегодня сооружаются автомобильные и железные дороги, аэропорты и морские порты, каналы и другие объекты инфраструктуры, а также жилье. Вкладываются инвестиции и в гидротехническое строительство: в настоящее время строится около 100 плотин.
Ожидается, что в ближайшие годы объемы строительства в Китае вырастут. Готовится соглашение между КНР и АСЕАН, которое обеспечит доступ Китаю в самую большую в мире зону свободной торговли. Детальные переговоры о ее создании начнутся позднее - в 2004 году. Если они успешно завершатся, то будет образован рынок с населением в 1,7 миллиарда человек и суммарным ВВП около 2 триллионов долларов.
Напомним, членами АСЕАН являются Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Вьетнам и другие страны. Более широкая группа "10+3" включает АСЕАН, КНР, Японию и Южную Корею.
Виртуально все основные изготовители стройтехники сегодня или производят, или планируют изготовление машин в Китае или, по крайней мере, в Азиатском регионе. Одной из первых компаний, пришедших в регион, стала группа Manitowoc Crane, организовавшая в КНР завод. Японская фирма Furukawa Corp. также организовала в Китае изготовление автомобильных малогабаритных гусеничных кранов. Ею совместно с китайским партнером создан филиал в провинции Shandong. Фирма Furukawa намерена продать около 3000 новых кранов за 5 лет, а также начать здесь их производство с 2005 года.
Одним из важнейших катализаторов бурного развития строительства в стране являются Олимпийские игры, которые, как известно, будут проведены в Пекине в 2008 году. Строится много новых объектов и полностью реконструируется вся инфраструктура этого региона. В 2004 году плановая комиссия городского развития намерена начать реализацию программы по застройке территории столицы.
Ускоренными темпами растет строительство в Гонконге в связи с притоком инвестиций из материкового Китая. В настоящее время основными объектами сооружаемой инфраструктуры являются автомобильные и железные дороги. В конце 2003 года завершилось строительство новой железной дороги Kowloon-Canton (KCR) длиной 30,5 километра.
Стоимость проекта - 5,9 миллиарда долларов. Планируется соорудить ответвление от дороги KCR длиной 10,3 километра в направлении к новому городу Ma On Shan. Продолжается строительство ветки длиной 1,7 километра главной магистрали KCR к новой станции Tsim Sha Tsui (стоимость 1,9 миллиарда долларов), а также тоннеля Long Valley длиной 3,5 километра, стоимость которого составляет 1,28 миллиарда долларов.
По сообщению японской фирмы Kobelco, Гонконг - по-прежнему наиболее привлекательный рынок, где подрядчики предпочитают использовать краны грузоподъемностью 250-350 тонн.
ЯПОНИЯ
Рынок Страны восходящего солнца, наиболее пострадавший в результате кризиса 1997 года, проявляет признаки выздоровления. Сооружение нескольких ветрогенераторов потребовало применения подъемной техники.
Компания Terx-Demag использует сбытовую сеть японской фирмы IHI для продажи своей стройтехники в соответствии с заключенным в 2002 году соглашением. Крупной японской арендной фирме MIC Corporation были проданы два крана СС8800. В ближайшие месяцы фирма Terex-Demag намерена начать кампанию по продаже автокранов грузоподъемностью 30-60 тонн, предназначенных для работы в городских условиях.
СП Hitachi-Sumitomo отмечает рост продаж в стране гусеничных кранов, реализовав в 2003 году 93 новых крана, что на 10 процентов превышает объем продаж 2002 года. По мнению специалистов СП, рост спроса на краны продолжится, но не в больших размерах.
Компания Furukawa Corporation объявила о своих планах увеличения на 50 процентов в 2003 году объемов производства автокранов. Завод компании в Сакуре в 2002 году выпустил 500 кранов. Теперь этот показатель практически удвоен.
ЮЖНАЯ КОРЕЯ
Сеул выделяет крупные инвестиции на сооружение объектов инфраструктуры. Планируется проложить участок линии метро длиной 1,6 километра между станциями Apkujeong и Gangnam-qu. Ведется строительство скоростной железной дороги Kyongbu (KRW). Сооружение ее первой очереди стоимостью 10,8 миллиарда долларов на участке Сеул-Тэгу и реконструкция участка Тэгу-Пусан должны быть завершены в 2004 году. Строительство второй очереди KRW на участке Тэгу-Кенджу-Пусан (4,8 миллиарда долларов) началось в 2002 году. Его планируется завершить в 2008 году. В южной части Сеула в 2004 году предполагается окончить создание монорельсовой дороги стоимостью 169 миллионов долларов.
Производители крановой техники расходятся во мнении относительно перспектив ее сбыта в Южной Корее в ближайшие 12 месяцев.
Фирма Liebherr, например, прогнозирует рост спроса на новые и подержанные краны, указывая на строительство в стране первой ветровой станции.
СП Hitachi-Sumitomo, однако, ссылаясь на замедленное развитие экономики Кореи, не предвидит значительного спроса на эту технику.
Статистика свидетельствует о том, что портовая инфраструктура страны способствует развитию ее экономики. За последний год объем грузовых контейнерных перевозок вырос на 17 процентов.
В 2002 году через все контейнерные порты страны прошло 11,75 миллиона тонн грузов. Из них через порт Пусан обработана большая доля, в результате чего он занимает 3-е место в мире после Гонконга и Сингапура.
ТАЙВАНЬ
На этом острове выделяются значительные средства на строительство железных дорог и системы массовых скоростных транспортных перевозок (MRT).
В период 2004-2010 годов будут сооружены участок MRT в районе города Тайчжун (469 миллионов долларов), скоростная железная дорога север-юг (12 миллиардов долларов) и участок MRT в центре портового города Гаосюн (540 миллионов долларов).