Компаниям нужны консультанты-продавцы под свои стандарты
СПб. Тренинговые компании ежегодно теряют до $1 млн из-за несоответствия своих услуг ожиданиям работодателей.
"Рынок тренинговых услуг по подготовке персонала Москвы и Петербурга уже перенасыщен, - считает Николай Рысев, директор тренинговой компании Rесоnt. - Сегодня практически все компании предлагают стандартный набор: тренинги активных продаж всех видов, формирование команды и развитие ряда личностных качеств, также способствующих продажам".
По оценке ряда специалистов, из-за отсутствия нужного ассортимента тренинговые компании Петербурга ежегодно теряют от $0,5 млн до $1 млн.
Высокие цены
Практика подтверждает это заявление. Многие предложения тренинговых компаний не устраивают отделы персонала из-за высокой цены и несоответствия результатов стандартам компании. Кроме того, за красивыми названиями, например, "тренинг по бизнес-процессам для менеджеров среднего звена", скрываются старые добрые психологические тренинги на основе НЛП. "В нашей компании 2 года работает внутренняя тренинговая школа, - рассказывает Галина Токарева, менеджер по персоналу компании "Алеко". - Развивать навыки продавцов силами наших специалистов дешевле и удобнее. Нам нужно, чтобы тренинги готовили консультантов-продавцов точно под стандарты компании. К сожалению, тренинговые фирмы не всегда соответствуют этому ожиданию".
Однако руководитель службы персонала сети магазинов "Телемакс" Татьяна Королева считает, что часто в неэффективности тренингов виноваты сами заказчики. "Работодатели страдают из-за нечеткости своих целей, - говорит она. - Если тренеру говорят: надо, чтобы продавец не держал руки в карманах, не боялся подходить к клиентам и доводил процедуру покупки до логического конца, то он легко создает модель отработки необходимого поведения". При этом все сходятся во мнении, что около половины предложений тренингов не соответствует действительности. "На рынке нет необходимых нам узкоспециализированных тренингов, например, для логистов", - сетует Галина Токарева. "Я бы отметила нехватку семинаров, например, по управлению товарными запасами или мерчандайзингу, - продолжает Татьяна Королева. - Пытаясь восполнить этот пробел, мы периодически приглашаем преподавателей вузов, но это лекции, и зачастую с устаревшими примерами". Некоторые работодатели предрекают большой успех тренингам, развивающим навыки адаптации к меняющимся условиям бизнес-жизни. "Нужны кейсы, основанные на примерах из жизни современных российских компаний, - говорит директор рекламного агентства, - но вот почему-то редакторы бизнес-изданий знают их куда лучше тренеров и бизнес-консультантов".
***
Есть мнение
Виктория Назаретова, менеджер по персоналу СПб филиала ОАО "Лебедянский":
"Компаний, которые предлагают интересные с практической точки зрения программы, например, по формированию управленческих навыков, в Санкт-Петербурге мало.
Большинство из них предпочитают работать в формате корпоративных услуг, когда программа тренинга разрабатывается по конкретному запросу фирмы. С одной стороны, это хорошо, с другой - слишком дорого, если речь идет об обучении двух-трех сотрудников.
Открытые же тренинги больше ориентированы на классическую теорию и очень мало - на выработку конкретных навыков и приемов.
Я не смогла найти открытые тренинги по проблемам оценки и построению системы мотивации персонала, поэтому еду учиться в Москву.
Самый большой спрос сегодня, конечно, на тренинги в области продаж. Как многие крупные компании, мы предпочитаем сами обучать сотрудников коммерческой службы (от мерчандайзеров до супервайзеров). В нашем петербургском филиале этим занимается отдел развития. Менеджеров среднего звена мы обучаем во внешних тренинговых компаниях, которые по нашему заказу проводят корпоративные семинары, например, по стратегическому планированию".