Географическое положение Ванинского порта определяет его стратегическое значение для государства и будушее в качестве важного транзитного центра в азиатской части России.
Общеизвестно, что сегодня недостаточность портовых мощностей - серьезная проблема для грузоотправителей, пользующихся услугами российских портов, и порты Дальнего Востока не являются исключением.
Ограниченная пропускная способность причалов, дефицит складских площадей, изношенные производственные фонды -факторы, играющие сегодня ключевую роль и препятствующие существенному приросту грузооборота Ванинского порта.
Дальнейшее наращивание мощности морского узла невозможно без разработки и планомерной реализации генеральной схемы развития, включающей программы строительства новых терминалов и причалов, обновления существующих производственно-технических мощностей.
Реализация программы капитальных вложений в портовый комплекс является составной частью плана стратегического развития ОАО "Порт Ванино" на ближайшие годы. Основной целью программы являются сохранение традиционной грузовой базы и освоение новой номенклатуры грузов. Привлечение новых грузопотоков станет возможным лишь за счет более рационального размещения существующих грузов, реконструкции имеющихся складских территорий и благоустройства резервных площадей.
В планах предприятия - постепенное обновление материально-технической базы, предполагающее замену физически изношенных и морально устаревших кранов современным оборудованием.
Наиболее перспективным направлением является приобретение мобильных портовых кранов, экономические и технологические преимущества которых очевидны: исключаются затраты на строительство и содержание рельсовых подкрановых путей, пневмоход крана, наличие дизельного силового агрегата и гидропривод крановых механизмов позволяют значительно повысить коэффициент использования. В связи с этим планируется в ближайшее время списать часть парка устаревших портальных кранов, дальнейшая эксплуатация которых нерентабельна.
В ближайших планах - изменение технологии работы с лесными грузами. Используемые последние десятилетия для складских операций мостовые перегружатели будут заменены более производительными кранами-манипуляторами и фронтальными погрузчиками. В настоящее время произведена закупка партии указанного оборудования и идет демонтаж первого мостового перегружателя. С учетом прогноза грузооборота в инвестиционную программу предприятия включены соответствующие затраты по замене лесных грейферов и грузозахватных приспособлений для перегрузки сыпучих грузов. Также предусмотрены капитальные вложения в обследование и модернизацию контейнерного терминала.
Обновление подъемно-транспортного оборудования предполагается проводить в комплексе с организационно-техническими и технологическими нововведениями.
Говоря о судах служебно-вспомогательного флота, входящих в структуру стивидорной компании, необходимо отметить, что в настоящее время на акватории бухты Ванино швартовка и отшвартовка судов производятся только буксирами ОАО "Порт Ванино" , других компаний, способных предоставить качественные услуги по швартовке и буксировке, в порту нет. Принимая во внимание данное обстоятельство, а также предполагаемый рост грузооборота и, как следствие, рост количества судозаходов, особое внимание уделено обновлению судов портового флота: на замену двум выбывающим буксирам-кантовщикам планируется построить одно судно большей мощности и маневренности как для внутрипортовых нужд, так и для обеспечения регионального спроса в буксирных операциях.
Немаловажный вопрос в планах, связанных с увеличением объемов грузопереработки, - это совершенствование организации труда. С 01 июня 2005 года порт перешел на круглосуточный режим работы (действует режим 3-й смены), увеличилась численность докеров-механизаторов. Впоследствии, если практика подтвердит целесообразность такого изменения графика работы, круглосуточный режим планируется ввести на постоянной основе.
Продолжаются работы по формированию единой информационной системы акционерного общества на базе продуктов ORACLE. Годом ранее в производственную эксплуатацию были запущены модули "управление запасами" , "управление ремонтами" , "бухгалтерский учет". Предстоят внедрение модулей ЕРR-системы "управление персоналом" и настройка блоков системы по следующим направлениям: налоговый учет, управление производственным процессом, управление продажами. В перспективе - подключение вспомогательных хозяйств и отдельных подразделений к уже действующим, настроенным модулям системы.
ОАО "Порт Ванино" сегодня располагает большим потенциалом и возможностями для развития портовой деятельности и достижения высоких производственных и экономических показателей в перегрузке экспортно-импортных и внутригосударственных грузов, а это, в свою очередь, позволит значительно увеличить грузооборот и повысить уровень качества оказываемых клиентам услуг.
***
ДОСЬЕ "ДК"
ПОРТ ВАНИНО
Сегодня ОАО "Ванинский морской торговый порт" является одной из крупнейших стивидорных компаний на Дальнем Востоке. Пропускная способность четырнадцати универсальных причалов составляет 5 млн тонн в год, паромного комплекса - 6 млн тонн грузов. Наилучшие показатели грузопереработки были достигнуты в 1989 году - 10, 2 млн тонн, в том числе паромной переправой - 5, 7 млн тонн.
На протяжении ряда последних лет наблюдается незначительный, но устойчивый рост грузооборота компании: 2002 год - 4, 6 млн тонн, 2003 год - 5, 6 млн тонн, 2004 год - 5, 7 млн тонн.