1 апреля 2004 года стартовала высокоскоростная магистраль (ВСМ) в Республике Корея Сеул - Пусан. Таким образом, эта азиатская страна вступила в престижный клуб обладателей технологии ВСМ. В мире их - по пальцам пересчитать: Франция, Япония, Англия, Испания, Германия. Уже в первые две недели эксплуатации корейского электропоезда серии КТХ на высокоскоростной линии длиной 412 километров было перевезено свыше 1 миллиона человек.
Точность следования поездов по расписанию тогда составила 97 процентов, а уже к середине апреля достигла 100. Это позволило создателям корейской ВСМ объявить о возврате пассажиру 20 процентов стоимости билета в случае 20-минутного опоздания и 100 процентов возврата - в случае двухчасового опоздания.
Эксперимент
Ранним утром 1 апреля два молодых журналиста из популярной спортивной газеты "Чосон" Хан Джун По и Син Нам Су решили отправиться из Сеула в Пусан. Старт обоих, назначенный на 6 утра, произошел почти одновременно. А именно: самолет из Кимпо (пригород Сеула) с Хан Джун Гю стартовал в 6 часов 25 минут. Поезд КТХ с Син Нам Су отошел от станции Сеул в 6 часов 27 минут. Встреча двух наших героев состоится у парадного входа мэрии Пусана. Во сколько? Об этом узнаем чуть позже.
А пока коллеги в пути, откликнуться на это событие я попросил пассажиров, которые воспользовались услугами нового экспресса.
Профессор Госуниверситета города Тэгу, доктор филологических наук Ли Де By у себя на родине известен как лучший переводчик Достоевского:
"Два часа с небольшим из столицы до Пусана благодаря космическим технологиям - это, конечно, фантастика. КТХ - это символ национального корейского старания и упорства".
Менеджер государственной корейской железнодорожной компании Пак Ен Кюн - первая и единственная в Корее женщина-машинист скоростных электропоездов, она же первая и пока единственная из Южной Кореи аспирантка кафедры логистики МИИТа:
"В основу корейского проекта высокоскоростной магистрали была положена технология французской компании "Альстом". Решение строить высокоскоростную линию Сеул - Пусан было принято еще в 1989 году.
Опытный высокоскоростной электропоезд для Республики Корея был построен компанией "Альстом" в 1997 году и прошел всесторонние испытания во Франции. Особое внимание уделялось отладке тягового привода, систем противобоксовочной и противоюзной защиты. Электропоезда строят на южнокорейском заводе по технической документации и при содействии компании "Альстом" (первые 12 составов поступили из Франции). Всего здесь предстоит изготовить 34 поезда КТХ.
Для организации производства подвижного состава в Корее компания "Альстом" полностью передала соответствующие технологии. В том числе промышленное проектирование, разработку и сооружение производственной площадки, сварочный процесс, производственный процесс, сборку и испытания. Параллельно была передана необходимая техническая документация.
В постройке качественно нового для Республики Корея подвижного состава участвуют многие местные компании. При этом компоненты французского производства постепенно заменяются южнокорейскими, так что последние электропоезда будут полностью made in Korea. Освоение выпуска таких поездов позволит Республике Корея выйти на мировой рынок высокоскоростного железнодорожного подвижного состава. Все 46 электропоездов КТХ будут приписаны к депо Коян близ Сеула".
Критерии безопасности
Комментарии корейского эксперта следует дополнить несколькими замечаниями, касающимися безопасности КТХ. В экспрессе установлен "черный ящик", подобный тем, которые снимают основные технические показатели на борту самолета. На всем протяжении пути установлены датчики внешней чувствительности, по их командам может замедлиться ход или вовсе остановиться поезд в случае грозящего камнепада, схода снежной лавины, землетрясения. Такие датчики установлены через каждые 50 километров.
Датчики перепада температур проконтролируют случаи перегрева рельсов: до 70 градусов по Цельсию - произойдет автоматическое замедление поезда, до 90 градусов по Цельсию - его полная остановка. Есть даже приборы, которые моментально пошлют на пульт управления информацию о любой отлетевшей (не дай Бог!) детали.
Пожароопасность ситуации внутри поезда контролируется в каждом вагоне 37 датчиками и 36 системами жизнеобеспечения на случай чрезвычайных ситуаций. Наконец, вся махина весом 800 тонн - именно столько "тянет" КТХ - снабжена автономным аккумулятором на случай возникновения чрезвычайных ситуаций для обеспечения нормальной жизнедеятельности всего подвижного состава.
Встреча у дверей мэрии Пусана
Первым ручки парадного входа в мэрию Пусана коснулся Хан Джун Гю. Произошло это в 9.31 (напомним, что Хан вылетел в Пусан "Боингом-747"). Син Нам Су, преодолев расстояние поездом и метро, опоздал ко встрече всего на 19 минут. Оба, добираясь до мэрии, пользовались исключительно общественным транспортом. Только Хан Джун Гю использовал также маршрутный автобус, который доставил его из пусанского аэропорта к ближайшей станции метро. Син Нам Су не пользовался автобусом, поскольку вокзал Пусана напрямую связан с метрополитеном.
А теперь о ценах. Билет на самолет стоит 60 долларов, на поезд - 45. Билет в метро - 50 центов, билет на автобус - 2,5 доллара. И хотя Хан прибыл к месту встречи на 19 минут раньше, он испытал на себе все "прелести" автодорожных пробок, без которых представить движение в мегаполисах Кореи просто невозможно.
КТХ в зеркале прессы
"Нью-Йорк тайме" (США): "Своим проектом КТХ Корея доказала, что она достойно справилась с экономическим кризисом, укрепив и стабилизировав свое положение".
"Фигаро" (Франция): "На вопрос, правильно ли было решение о передаче технологии КТХ Корее, следует признать, что в конечном счете "Альстом" больше проиграл, чем выиграл. "Альстом" начинал как учитель, а сегодня он вынужден смотреть на Корею не как на ученика, а как на достойного и равного соперника".
"Никей" (Япония): "Сравнивая японский "Сингансон" и корейский КТХ, нужно признать, что последний, безусловно, потянет местную экономику и туризм к лучшим показателям. КТХ значительно увеличил пассажиропоток по стране".