Министерство сообщения Латвии точно знает, где взять свыше миллиарда латов на развитие в течение восьми лет системы главных государственных автодорог. 507-655 млн. латов на реконструкцию и прокладку 600 километров пути предоставит европейский Фонд сплочения; еще 350 млн. латов на 700 километров выделит госбюджет. И, наконец, 150-200 млн. латов на строительство первой в республике скоростной автострады по маршруту Рига - Елгава планируется занять у частных инвесторов.
Транспортная инфраструктура нашей страны находится в плачевном состоянии. Как отметил на вчерашней пресс-конференции председатель правления ГАО Latvijas valsts autoceli Талис Страуме, из 1700 километров главных дорог только 400 километров не нуждаются в ближайшее время в реконструкции или ремонте. "Латвия - транзитная страна, связующее звено между Евросоюзом и СНГ, а в перспективе - балтийский центр логистики и дистрибьюции. Именно поэтому мы обязаны развивать инфраструктуру" , - заявил и. о. министра сообщения Айнар Шлесерс.
И если в течение последних лет дороги приводились в порядок по принципу "сколько можем, столько чиним" , то сейчас транспортное ведомство разработало четкую концепцию развития на ближайшие восемь лет. "Сроки определены исходя из доступного финансирования: в 2013-м будет одобрен новый бюджет Евросоюза, пока же мы намерены действовать в рамках имеющихся средств, - пояснил госсекретарь Минсообщения Виго Легздиньш. - На главные автодороги планируется потратить 738-954 млн. евро, или 507-655 млн. латов. Из них 85% предоставит Фонд сплочения, остальное - госбюджет". На эти деньги предусматривается, к примеру, обновить участок E67 трассы Via Baltica Рига - Кекава, отрезки E22 Рига (Тинужи) - Кокнесе, Резекне - Терехово...
Впрочем, чиновники понимают, что кошелек Евросоюза и госбюджет - не резиновые. А потому всерьез рассматривают возможность привлечения финансирования из частного сектора. Используя модель Public-Private Partnership, Минсообщения готово создать первый в нашей стране автобан Рига - Елгава. Прокладка 40-километрового шоссе, по которому до столицы Земгале и обратно можно мчаться со скоростью до 130 км/час, обойдется в 150-200 млн. латов.
По словам Виго Легздиньша, государство не в состоянии позволить себе вкладывать такие средства, поэтому планируется организовать международный конкурс на право взять объект в концессию. "Согласно замыслу, компания-победитель инвестирует необходимую сумму, а Латвия расплатится с ней в течение последующих, скажем, 30 лет, - говорит он. - Проезд по автобану будет бесплатным. Строительство дороги начнется не раньше, чем через два года и займет примерно столько же".
При подготовке данного проекта чиновники думали не только об удобстве водителей. Как подчеркнул Айнар Шлесерс, с помощью автобана Елгаву, да и всю территорию вдоль скоростной трассы реально превратить в промышленную зону: "Упорядоченная инфраструктура - отличная приманка для инвесторов".
Планируемое финансирование программ по модернизации главных латвийских автодорог
Фонд сплочения ЕС
70-90 млн. евро ежегодно
85%
Софинансирование из госбюджета ЛР
12-16 млн. евро ежегодно
15%
Всего
82-106 млн. евро ежегодно
100%
Всего в 2005-2013 гг.
738-954 млн. евро
Источник: Министерство сообщения ЛР