В декабре в Октябрьске будет сдан в эксплуатацию нефтеналивной причал, уже получивший известность в связи с пожаром в 2003 году танкера «Виктория». В реконструкцию базы, которая позволит ежегодно отгружать до 6 млн. тонн нефти, компания «Итера» вложила 850млнрублей. Эта база стала первым бизнес-проектом «Итеры» в Самарской области. О перспективе развития самарского подразделения «Итеры» «СО» рассказал генеральный директор ООО «Итера-Самара» Александр Самойленко.
- Почему «Итера» начала свой бизнес в Самарской области со строительства нефтеналивной базы в Октябрьске?
- В последнее время в связи с ростом цен на нефть ее экспорт увеличивается. Я думаю, что строительство этой базы весьма своевременно, поскольку возможности трубы «Транснефти» не безграничны. Есть перспектива пуска в эксплуатацию магистрали «Транснефти» по северным регионам страны, но это произойдет не ранее 2012-2015 годов. Сейчас база в Октябрьске построена на 70%, начинается монтаж основных эстакад. Сдача назначена на 20 декабря этого года. После этого начнутся пуско-наладочные работы. Объект будет построен в сжатые сроки, и в декабре база уже будет сдана в эксплуатацию.
- Каков объем инвестиций в этот проект?
- С учетом пуско-наладки компания «Итера» направит в него порядка 850 млн. рублей. Генподрядчиком выступила «Итера-Самара», но строительством занималось много предприятий из Волгодонска, Тольятти, Самары, Балакова, Новокуйбышевска. Мы стараемся, чтобы инвестиции осваивали наши самарские предприятия.
- Каковы параметры базы?
- Мощность базы составляет до 6 млн. тонн в год. Объект рассчитан на круглогодичную эксплуатацию. «Итера-Самара» получила доступ к магистрали «Дружба». Наше головное предприятие имеет собственные объемы нефти для транспортировки из Оренбурга и Калмыкии, ведутся переговоры об их увеличении. Кроме того, сейчас уже достигнуты предварительные договоренности с «Татнефтью», ТНК, «Башнефтью».
- Уже известно, сколько нефти эти компании планируют отгружать через базу в Октябрьске?
- Я не могу пока называть эти цифры. Могу сказать только, что загрузка базы после пуска в эксплуатацию уже прогнозируется на уровне 80% ее мощности. Сейчас на федеральном уровне идет серьезная работа по изучению логистики экспорта нефти через север Ирана на Китай. На нас уже вышли греческие, болгарские, румынские компании, заинтересованные в совместной работе. Однако помимо того, что база будет выполнять услуги по перевалке нефти, мы планируем охватить еще российских поставщиков. Многочисленные мини-компании с небольшими объемами нефти (30-35 тысяч тонн в месяц) также готовы работать через базу.
- Что даст база Октябрьску?
- Во-первых, на ней будут работать 150-170 человек. Персонал уже подбирается, и в основном из местных жителей. Кроме того, на базе будет организован таможенный пост. Для железнодорожной станции Октябрьск появление базы означает ее дополнительную загрузку. Порядка 250 тысяч тонн нефти в месяц, думаю, станции будет обеспечено. Именно по этим причинам нас поддерживает мэр Октябрьска Виктор Станотин и глава Сызранского района Вячеслав Подобулин. Хотя не все так просто. Сложилась очень серьезная ситуация с обеспечением экологии. За свои деньги мы ликвидировали остатки известной аварии танкера. Акватория Волги была очищена от нефти, опустившейся на дно реки, убраны отходы промышленного производства. По дну вдоль Волги проложена труба с дополнительными техническими решениями для защиты нефтепровода. Применена новая система защиты, когда через каждые 500 метров установлены датчики, позволяющие определять несанкционированные врезки. Если начнутся какие-то земляные работы в радиусе 5 метров от нефтепровода, сигнал об этом поступит на пульт управления. Если врезка будет произведена в воде, ее последствия представить несложно. На все эти цели «Итера-Самара» направила 5 млн. рублей.
- Каков срок окупаемости проекта?
- Если база будет осуществлять только услуги транспорта нефти, то срок окупаемости составит 2,5-3 года. Если же мы организуем работу базы как бизнес, то тут делать прогнозы сложно. Зимой доходность транспорта нефти составляла 1120 на тонну, а весной эта деятельность уже была убыточна. Рынок то поднимается, то опускается, и от этого зависит настрой нефтяных компаний на экспорт. В год может произойти 2-3 таких скачка. Мы, конечно, планируем самостоятельно выходить на экспорт, и при удачном раскладе затраты на строительство базы могут окупиться за год.
- База — это коммерческий проект «Итеры-Самара», который будет реализован в этом году. Однако деятельность компании изначально ориентировалась на добычу нефти. Когда вы приступите к нефтедобыче?
- В Оренбурге «Итера» купила три месторождения, и сейчас идет их разработка. В Самаре мы планируем участвовать в аукционах по месторождениям, которые должны состояться до конца года. Прошедшие в Самаре аукционы показали чудеса по предлагаемым суммам за участки. Мы обратились в Министерство природных ресурсов, чтобы такие безобразия прекратились, и сейчас условия конкурса ужесточились, увеличилась залоговая сумма и тд. Я знаю, что в борьбе за участки продолжат участвовать «Татнефть», возглавляемая Семеном Кукесом «Самара-Нафта», подключится «Русснефть». Есть информация, что к Самарской области проявляет интерес Олег Дерипаска и что для этого создана нефтяная компания. В общем, борьба будет агрессивной, но мы намерены побороться за месторождения.
- На участие «Самаранефтегаза» можно уже не рассчитывать?
- «Самаранефтегаз» — стабильная компания, и имеющийся у нее запас прочности позволит ей продержаться несколько лет без получения новых месторождений, достаточно своих лицензионных участков. Впрочем, «Самаранефтегазу» сейчас не до конкурсов. Есть долги, которые надо гасить. Я думаю, что СНГ в состоянии это сделать.
- Недавно возглавляемое вами ООО «Кубок губернатора» сменило название. С чем это связано?
- Есть «Кубок губернатора» как некоммерческое партнерство, и есть ООО «Кубок губернатора» как юридическое лицо. После проведения двух легкоатлетических соревнований образовалась путаница, когда деньги перечислялись на первое предприятие и приходилось перебрасывать их на второе. Мы решили переименовать юридическое лицо, чтобы в дальнейшем избежать таких проблем. Сам же «Кубок губернатора» остается, соревнования будут проводиться и дальше.
***
фото: