Большинство эстонских фирм уже готовы или заканчивают последние приготовления, связанные со вступлением в ЕС. Теперь остается только ждать и наблюдать, что действительно начнет происходить после 1 мая.
-------------------------------------------------------------------------------МАЙТ МАРРАН
Balti Logistika
С большой вероятностью можно утверждать, что грядущие изменения окажут такое же влияние на эстонские фирмы, какое в свое время было в уже присоединившихся странах. У нас есть возможность познакомиться с опытом вхождения в ЕС финских компаний.
Компания Balti Logistika представляет в Эстонии одну из ведущих логистических фирм EXEL, головной офис которой находится в Финляндии. Приведу мнение Янне Яскара, директора по продажам и маркетингу финского офиса EXEL о позитивных и негативных моментах вступления в ЕС. Яскара считает, что весь процесс прошел в Финляндии плавно, никто не помнит каких-то больших проблем на таможне в связи с действием новых законов или организацией работ.
Положительные моменты
Ускорились процедуры импорта и экспорта для финских предприятий. Отпала необходимость в сборе более детальной информации, поскольку больше не требуется точная классификация при приобретении товара. Результатом этого стало сокращение транзитного времени.
В Эстонии произойдет то же самое, поскольку при упрощении таможенных формальностей и при отсутствии границ внутреннее транзитное время уменьшится. Экспортеры Эстонии смогут своим клиентам в ЕС также предлагать меньшее время поставки, а это позволит увеличить объем бизнеса с клиентами из ЕС.
Пропадает необходимость таможенного оформления для других стран ЕС. Если раньше как финские, так и эстонские предприятия перед совершением сделки должны были изучить требования таможни другого государства, то при объединении в одно экономическое пространство это делать не нужно. В связи с этим уходят риски неверной сделки из-за незнания таможенных формальностей, что в свою очередь уменьшает риски в бизнесе.
Перевозчики смогут доставлять груз на разные терминалы. В Финляндии больше нет разницы между обычным или таможенным терминалом. Естественно, что
увеличились возможности доставки груза сразу клиенту, и это можно сделать без различных предшествующих таможенных сообщений.
В Эстонии эти изменения произойдут таким же образом.
Отрицательные моменты
В первую очередь ухудшается возможность слежения за грузом как у транспортной компании, так и у клиента, поскольку импортный товар не должен больше поступать на таможенные терминалы. Груз просто сгрузили на терминале или отвезли клиенту, информация в инфосистему об этом не попадает. На устранение этого негативного фактора ушло достаточно много времени, пока транспортные предприятия исправили свои производственные процедуры и внесли соответствующие изменения в свои системы инфообмена с клиентами.
Эстонские импортеры привыкли получать сообщения о том, что груз прибыл на таможенный терминал. Если после 1 мая таких сообщений не будет, то следует вместе со своим логистическим партнером предварительно договориться, каким образом и в какой форме должны поступать сообщения клиенту о прибытии товара.
Возможны изменения в составе рабочей силы, т. к. упрощение транспортных и таможенных процедур в
Финляндии привело к сокращению числа людей, выполнявших эти процедуры. Больше всего эти изменения в Финляндии затронули автотранспортные предприятия.
В Эстонии произойдет то же самое. Например, если вы привыкли до сих пор общаться в транспортной фирме с Юрием, то может так случиться, через какое-то время после вступления в Евросоюз вам будет отвечать совсем другой экспедитор, который был взят на работу вместо Юрия или кому были переданы дополнительно функции Юрия.
Нет никаких причин для паники
В действительности же после 1 мая для потребителей транспортных и логистических услуг никаких крупных изменений не произойдет, и для паники нет причин. Больше будет мелких и дол-говременных изменений. Конечно, следует обсудить возможные изменения со своим партнером по логистике для того, чтобы избежать потенциальных рисков. Но если исходить из народной мудрости, что лучше бояться, чем каяться, то посоветовал бы клиентам все-таки не оставлять свои грузы в движении на 18-й и 19-й неделях. На 18-й неделе, в связи с прибытием большого количества товара из Азии, на таможне будет много работы, и на 19-й неделе может возникнуть неразбериха в связи с переходом на новую систему.