На вагон груза - вагон убытков

Больной вопрос

Взгляните на карту и вы поймете: Марий Эл - самый маленький из регионов европейской России. Всего 760 тысяч жителей, всего четыре города. И меньше двухсот километров линий Горьковской железной дороги, из которых всего семь электрифицированы.

Еще одна цифра: годовой региональный бюджет Марий Эл в восемь раз меньше бюджета Горьковской магистрали. Но как республика не может обойтись без этой магистрали - ее главного выхода в "большой мир", так и у железнодорожников Марий Эл не принято считать "бедной родственницей". Ею дорожат - одной из созвездия 15 регионов, с которыми работает дорога.

Об этом говорили во время состоявшейся нынешней весной встречи в Йошкар-Оле начальник магистрали Шевкет Шайдуллин и президент республики Леонид Маркелов. Повод для встречи был традиционный: дорога и регион вновь подписали соглашение о сотрудничестве.

Прошлогоднее, как констатировали оба руководителя, было выполнено. В 2003-м в консолидированный бюджет Республики Марий Эл дорога перечислила 24, 5 миллиона рублей - на 12 процентов больше, чем в 2002 году. Президент республики оценил это высоко. Своевременные платежи Горьковской дороги помогли обеспечить стабильность финансово-хозяйственной деятельности в регионе. В результате вырос здесь объем промышленного производства.

Новое соглашение предполагает расширение сотрудничества. Причем оно обещает быть многоплановым. Во время недавнего визита на Горьковскую магистраль президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев благодарил ее руководителей за то, что они сумели наладить отношения с крупнейшими предприятиями: Выксунским металлургическим заводом, чебоксарским заводом "Промтрактор", которые поставляют свою продукцию железнодорожникам.

Пример соседей вдохновил и промышленников Марий Эл. И в Йошкар-Оле Шевкета Шайдуллина пригласили на ряд предприятий, а также на выставку продукции фабрик и заводов Марий Эл.

Первым было ОАО "ОКТБ "Кристалл", где по заказу дороги создали установку ультразвуковой очистки подшипников буксовых узлов вагонов, которая эксплуатируется в вагоноколесных мастерских вагонного депо Горький-сортировочный.

Заводчане знакомили Шевкета Шайдуллина с порошковой металлургией. Она дает возможность производить изделия заданной формы без какой-либо дополнительной механической обработки. Выпускаемые здесь корпуса, поршни, втулки, защитные кольца, тарелки клапанов сжатия сложны по форме, но отличаются высокой чистотой поверхности, точностью, а следовательно, и высокими эксплуатационными свойствами. "Кристалл" поставляет свою продукцию автозаводам. Но такого качества изделия необходимы и нашим ремонтникам, например депо Юдино, на базе которого создается сетевое предприятие по обслуживанию и ремонту тепловозов. Потому итогом встречи на предприятии стало создание рабочей группы из специалистов локомотивной службы дороги и инженеров завода для определения номенклатуры продукции, которая требуется железнодорожному транспорту.

На специально развернутую выставку химзавод "Сайвор" из поселка Шелангер привез различные эмали и краски, которые можно использовать не только при строительстве зданий, но и для окраски вагонов и локомотивов: их отличает особая прочность и богатая цветовая гамма. "Биомашприбор" демонстрировал хроматографический комплекс, предназначенный для обнаружения в растворах наркотических, психотропных и токсических веществ, а научно-производственная фирма "Геникс" -технические моющие средства. Взаимное желание сотрудничать закрепило подписанное на встрече соглашение. Первый заместитель главы администрации республики Николай Куклин, ставя свою подпись под документом, заявил, что большие надежды возлагаются на сотрудничество с Горьковской железной дорогой.

Но не только в плане поставок. Дело в том, что через Марий Эл проходит тупиковая ветка Зеленый Дол - Йошкар-Ола -Яранск. В восьмидесятых годах были начаты проектные работы, чтобы продлить ее на сотню километров в северном направлении и вывести к железнодорожному узлу Котельнич. Тогда образовался бы более короткий на сотни километров маршрут, который бы связал станции, где грузят уголь, с Поволжьем, Югом страны.

Но грянула перестройка, и проект остался нереализованным. Малодеятельная линия в последние годы становится все убыточнее. Эксплуатационные затраты на содержание инфраструктуры растут, а перевозки почти не увеличиваются, и доходность работы железнодорожников снижается.

Как быть? Искать ответ на этот вопрос руководители дороги решили на выездном заседании технического совета непосредственно в Йошкар-Оле, пригласив представителей правительства Марий Эл и работников с линии.

На 196 километрах железнодорожных линий в республике -15 станций, то есть перегоны в среднем чуть длиннее десяти километров. Движение организовано так, что поезда подолгу стоят, пропуская встречные. Пассажиры из Йошкар-Олы по дороге в Казань томятся в пригородном поезде четыре часа, а автобус идет всего два. Вдобавок железнодорожное расписание неудобно. Два самых популярных поезда в прошлом году сделали местными. В результате доходы и вовсе упали. Люди понесли свои деньги в кассы находящегося на той же площади автовокзала.

Конкуренция автотранспорта все ощутимее и в грузовых перевозках. Отказались от услуг железнодорожников несколько предприятий стройиндустрии -их перестали устраивать тарифы и "ненавязчивый" сервис. Стали активнее направлять инвестиции в республику представители московского бизнеса, и опять, как выразился начальник службы грузовой и коммерческой работы дороги Сергей Бакшеев, "они приходят сюда со своими автомобилями".

Реальный рост грузоперевозок прогнозируется лишь в связи с развитием Марийского нефтеперерабатывающего завода близ станции Табашино. Здесь сейчас идет реконструкция нефтеналивной эстакады, которая позволит одновременно загружать не 12, а 18 вагонов. Но состояние пути между станциями Табашино и Йошкар-Ола (их разделяет 51 километр) таково, что вес поезда ограничивается... 800 тоннами. Нефтепродукты можно было бы вывозить полновесными поездами в шесть тысяч тонн, а приходится формировать несколько "коротышек" по полтора десятка вагонов. Это увеличивает себестоимость транспортировки.

Все сильнее сказывается на организации движения нехватка каналов связи, старение технических устройств, отсутствие на большинстве станций электрической централизации. Словом, проблем на линии - по сути, республиканского значения, но малодеятельной - накопилось предостаточно. И совет обсуждал, как обновлять инфраструктуру и технические средства, оптимально организовать эксплуатационную работу. Предложений немало. Одно из них - начать развитие станции Аксаматово в районном центре Медведеве. Она находится на линии Йошкар-Ола - Табашино, и ее путевое хозяйство позволяет формировать составы в 60 вагонов.

Шла речь и о том, что пора определиться с судьбой ряда станций, где погрузка и выгрузка почти не ведутся: Куяр, Илеть, Нужьялы... Закрывать их, консервировать или же активно искать для них клиентов?

Дорога совместно с республиканскими властями будет создавать логистический центр для упорядочения перевозок в регионе, и это поможет предприятиям снизить транспортную составляющую в цене производимой ими продукции.

***

Взаимное желание сотрудничать закрепило подписанное на встрече соглашение. Дорога совместно с республиканскими властями будет создавать логистический центр для упорядочения перевозок в регионе.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости