Рабочее совещание потенциальных участников Камского индустриального парка "Мастер" состоялось в конце прошлой недели в "Интерклубе" автограда.
Провели мероприятие первый вице-премьер РТ Равиль Муратов, генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин и первый заместитель главы администрации Набережных Челнов Васил Шайхразиев, а в качестве будущих возможных клиентов ИП выступили руководители и специалисты ряда предприятий республики и соседних регионов, так или иначе связанных с автопромом.
Во вступительном слове Равиль Муратов подчеркнул, что руководство республики заинтересовано в эффективной реализации проекта индустриального парка в первую очередь потому, что рассчитывает благодаря этому на создание новых рабочих мест и легализацию хотя бы части "серого" рынка труда и зарплат. Он сообщил, что подобные проекты разрабатываются в настоящее время в Лениногорске, в Чистополе и Зеленодольске, и призвал участников совещания консолидировать усилия для практической реализации концепции индустриального парка.
В свою очередь Сергей Когогин заверил присутствовавших, что руководство КАМАЗа рассматривает "Мастер" как один из базисных элементов стратегии автогиганта. Заместитель гендиректора КАМАЗа Муслюм Фахразиев назвал еще одну предполагаемую выгоду от ИП -рост поступлений в бюджет города, откуда средства пойдут, например, на зарплату бюджетникам, введение льгот. По его словам, парк должен стать "донором" образования и науки.
Будет так или нет -покажет время, а пока очевидно, что вдохновители идеи ИП -руководство КАМАЗа видят индустриальный парк как площадку рядом с основным производством, на которой можно и нужно наладить выпуск комплектующих. На языке теории это звучит, естественно, весомее: "Мастер" предстает как инструмент налаживания взаимодействия крупного, малого и среднего бизнеса.
Согласно такому постулату, как рассказал заместитель руководителя Службы стратегического развития КАМАЗа Рустем Ишмухаметов, 17 тысяч кв. метров из общей площади ИП в 100 тысяч кв метров займет "высокая" зона (то есть, надо понимать, зона относительно высокотехнологичных производств) и 83 тыс. кв метров -"низкая" зона. Они, предположительно, будут освоены, соответственно, к концу 2005 и 2007 годов.
Топ-менеджеры ОАО "КАМАЗ" Николай Егоршин, Сергей Ильиных и Ильдар Гильфанов изложили требования компании к системе контроля качества поставщиков, довели до сведения партнеров по КИП "Мастер" перспективную номенклатуру поставок от индустриального парка для КАМАЗа, принципы формирования гибкого производства основной продукции автогиганта.
Затем своим видением перспектив сотрудничества на базе "Мастера" поделились директора потенциальных предприятий-участников КИПа -Владимир Пономарев (ОАО "Риат"), Евгений Кордит (ООО "Адверс", Самара), Роман Маньковский (ООО "КОМ"), Сергей Екимов (ООО ППФ "Автодизайн"), Илья Данилов (директор проектов "ПАКК", ЗАО "ПАКК"). Практически все высказались в том духе, что подходы авторов проекта ИП совпадают с их устремлениями (при этом прозвучала мысль, что "эффективность деятельности парка должна превосходить сумму эффективности экономической деятельности отдельных участников"), но некоторые выступавшие при этом высказали озабоченность по поводу недоработанности, с их точки зрения, правовой стороны вопроса и выразили желание более детально ознакомиться с проектом.
В частности, старший партнер ЗАО "ПАКК" (Москва) Сергей Романенко обратил внимание присутствующих на важность создания службы работы с потребителями и других внешних служб, а говоря о рисках, упомянул об опасности монополизма по предоставлению услуг, сославшись при этом на печальный опыт города Тольятти, где клиентам индустриального парка навязываются неоправданно высокие цены и неделимый пакет комплексных услуг (часть которых просто не нужна некоторым партнерам).
Как отметил Равиль Муратов, КАМАЗ первым в республике пошел по такой схеме взаимоотношений крупного бизнеса с малым. Руководству и специалистам компании, заявил первый заместитель Премьер-министра РТ, удалось выстроить реальную схему работы, провести переговоры с субъектами малого и среднего бизнеса, которые активно поддержали этот проект. Республика предоставила для организации нового дела финансовые ресурсы в объеме 150 миллионов рублей. Очень важно, что появление субъектов малого бизнеса на рынке поставок комплектующих запасных частей для КАМАЗа повысит, в конечном счете, и конкурентоспособность самого автомобиля "КАМАЗ".
По завершении формирования концепции, уже в июне, начнется регистрация будущих участников КИМ "Мастер". Организационный период продлится до конца года, и далее начнется процесс производственной кооперации, который охватит весь 2005 год. Кардинальное совершенствование производственной деятельности и транспортной логистики произойдет в 2006-2007 годах. В эти годы будут освоены высокая и низкая зоны корпуса ЗАО "Ремдизель". Затем партнеры начнут разработку и реализацию новых совместных проектов.
Дело, как заявил Сергей Когогин, не ограничится только корпусом "Ремдизеля", постепенно "зона КИП" охватит и незадействованные или освобождаемые площади завода запасных частей, грузового автотранспортного предприятия, "Турбодизеля" и бывшего сдаточного корпуса КАМАЗа.
Не исключено, конечно, и появление рядом с КИП "Мастер" совместных предприятий КАМАЗа как с российскими, так и с иностранными партнерами. Особый интерес участников в этом плане вызвало содержательное и весьма конструктивное выступление генерального директора ООО "Адверс" Евсея Кордита из Самары. Это предприятие, поставляющее КАМАЗу и другим предприятиям автопрома предпусковые подогреватели, нуждается в расширении производственных площадей, поскольку намерено самостоятельно освоить выпуск всех необходимых компонентов своей продукции, кроме радиодеталей. К тому же оно имеет опыт работы по лицензиям ведущих производителей Европы, где практически исчерпан рыночный ресурс для расширения сбыта данного вида комплектующих изделий. По словам Е. Кордита, КИП вполне мог бы стать плацдармом для "десанта" иностранных инвестиций в этот вид бизнеса на КАМАЗе. Для самого "Адверса" КИП "Мастер" привлекателен своими возможностями использования инфраструктуры КАМАЗа, постоянного совершенствования конструкции изделий в сотрудничестве с Научно-техническим центром автогиганта, ясными перспективами развития бизнеса. Предлагаемые самарским предприятием шаги по развитию сотрудничества синхронны с планами КАМАЗа по созданию КИП "Мастер".
По словам Сергея Когогина, такую же заинтересованность в переводе части собственного производства на площади КИП "Мастер" высказывают и ряд других поставщиков КАМАЗа из регионов России. А между тем некоторые челнинские предприятия еще далеко не полностью используют возможности расширения своего бизнеса, связанного с поставками для КАМАЗа, хотя и постоянно жалуются на высокую себестоимость продукции из-за малых объемов реализации. Среди них было названо, например, ООО "КОМ", выпускающее коробки отбора мощностей. "Мы не намерены вечно работать в условиях дефицита этого вида компонентов для спецавтомобилей, -сказал по этому поводу директор по закупкам ОАО "КАМАЗ" Сергей Ильиных, -и тем самым поддерживать высокие цены на него. Обязательно найдем альтернативных производителей. И вообще, иные поставщики сознательно уходят от конкуренции, с этим мы также не будем мириться".
"Настало время приступать к практическим делам, -сказал первый заместитель Премьер-министра РТ Равиль Муратов, завершая совещание. -За летние месяцы мы обновим кровлю корпуса "Ремдизель", проведем другие ремонтные работы. Правительство Татарстана будет внимательно отслеживать процесс создания КИП "Мастер" и оказывать ему всемерную помощь. Нынешние 150 млн. рублей -это только на первоочередные меры, уверяю вас".