Николай Черный уже более двух месяцев возглавляет компанию ЛУКОЙЛ-УКРАИНА, но первый его по-настоящему большой выход к журналистам состоялся только 14 мая. Зато, как сообщил третий по счету глава лукойловского бизнеса в Украине, за это время у него сложилось видение того, как дальше развивать бизнес на этом рынке, чтобы сделать его эффективным. Это видение, вероятно, и будет положено в основу комплексной программы по усилению позиций ЛУКОЙЛА в Украине, которая должна быть утверждена советом директоров компании до 1 июля 2004 года.
"На сегодняшний день ЛУКОЙЛ занимает лишь 4, 2% нефтяного рынка Украины, - констатировал Николай Черный. - Это очень скудный процент, по нашему мнению. Мы знаем из опыта и практики, что, работая в такой большой стране, довольно-таки развитой, с рыночными отношениями, мы должны иметь не менее 10% рынка. А чтобы завоевать рынок, наше присутствие должно быть на уровне 15-20%".
Воплощать эти планы Николай Черный намерен через комбинацию из трех способов - усовершенствования внутреннего менеджмента, расширения сети фирменных АЗС и новых инвестиций в украинскую нефтепереработку. По его мнению, попытка прежнего руководства создать в Украине "красно-белый" холдинг из нефтесбытовой, нефтеснабжающей и нефтеперерабатывающих структур так и не была до конца реализована по той простой причине, что в государстве нет закона о холдингах как такового. Поэтому, заметил Николай Черный, ЛУКОЙЛ-УКРАИНА будет работать в режиме виртуального холдинга, причем вертикальная иерархия в управлении будет даже усиливаться. Одесский НПЗ и ЛИТАСКО-УКРАИНА сохранят определенную автономию, но право последнего слова оставляет за собой центральный офис ПИИ ЛУКОЙЛ-УКРАИНА. Его новый исполнительный директор Владимир Томин, работавший "замом" Николая Черного и тогда, когда тот представлял интересы ЛУКОЙЛА в Румынии, Молдове и Венгрии, сейчас уже в Киеве сосредоточит в своих руках нити всех оперативных процессов внутри "виртуального холдинга".
Одной из первых его задач станет инвентаризация всего созданного в Украине под брэндом ЛУКОЙЛА, иногда не имеющего уже ничего общего с этой компанией и работающего фактически параллельно с ней. "Сейчас это все закрывается и ликвидируется", - сообщил Николай Черный.
Комментируя причины смены менеджмента ЛУКОЙЛ-УКРАИНА, он назвал низкую эффективность работы предприятия, его неприбыльность. По мнению Николая Черного, слабость корпоративного бизнеса в Украине имеет, конечно, и объективные причины, но и без субъективных (ошибок, допущенных прежним менеджментом) дело не обошлось. Главный же объективный фактор, тянущий экономику ЛУКОЙЛ-УКРАИНА вниз, - ценовой. Согласно утверждению нового гендиректора компании, цены на украинском рынке несоизмеримы даже с ценами близлежащих стран, не говоря уже о ценах на мировом рынке. ЛУКОЙЛ, по его словам, поставляет сейчас в Украину собственную нефть по самой низкой цене, ниже даже, чем на свои российские НПЗ (не говоря уже о потребителях в Болгарии, Сербии, Венгрии, Польше), но на заводе в Одессе все равно имеют место убытки.
Правда, тут же подчеркнул Николай Черный, это не означает, что ЛУКОЙЛ каким-то образом намерен отвернуться от своего украинского предприятия, урезать инвестиции и т.п. Планы вложить в реконструкцию Одесского НПЗ в течение двух лет около 150 миллионов USD остаются в силе. Уже в конце июня здесь будет введена в эксплуатацию новая установка изомеризации стоимостью около 20 миллионов USD, что позволит улучшить качества производимого бензина и дизтоплива. Правда, особого экономического эффекта от ввода этой установки компания не ожидает. Генеральный директор компании ЛУКОЙЛ-УКРАИНА подчеркнул, что реконструкция завода в Одессе не будет связана с длительными его остановками (максимум - два-три месяца). Напомним, что модернизация румынского НПЗ Petrotel привела к его более чем годичному простою.
После реконструкции, согласно расчетам владельцев Одесского НПЗ, планируется достичь объема переработки нефти в 3, 8 миллиона тонн. Выход светлых нефтепродуктов составит 62-64%. К тому времени количество "красно-белых" заправок в Украине нужно довести до 250-300 объектов. "Мы планируем как строить собственные, так и покупать уже имеющиеся АЗС, естественно, с их полной реконструкцией. Помимо этого, есть схемы франчайзинга, комиссионеров, - отметил Николай Черный. - Программа развития сети не остановилась. Но в основном она будет развиваться в Одесской области и прилегающих к ней регионах, на трассе Одесса-Киев, в Крыму, в Западной Украине и в больших городах - Киеве, Харькове, Днепропетровске". Для усиления контроля за качеством нефтепродуктов, реализуемых под брэндом ЛУКОЙЛА, планируется увеличить количество мобильных лабораторий, проверяющих АЗС. Сейчас в распоряжении компании имеются только две такие машины.
Николай Черный не подтвердил высказываемые раньше предположения, что ЛУКОЙЛ будет строить совершенно новый завод по производству масел в Украине в случае, если компании откажут в создании совместного предприятия с АЗМОЛОМ. 14 мая господин Черный авторитетно заверил, что ЛУКОЙЛ собирается участвовать в приватизации АЗМОЛА.
Генеральный директор ПИИ ЛУКОЙЛ-УКРАИНА убеждал журналистов и в том, что реэкспортом нефти Одесский НПЗ в настоящее время не занимается.Перерабатывается весь объем нефти, а экспортируются нефтепродукты, которые в Украине не востребованы, в частности мазут, - сказал он. - Тенденция такова: стопроцентно обеспечивать потребности рынка Украины, а что останется - экспортировать". Правда, без объяснений в таком случае остаются статистические данные: по сводкам Минтопэнерго, в первом квартале 2004 года на завод ЛУКОЙЛА в Украине поступило 869, 3 тысячи тонн нефти, а переработано было только 483, 3 тысячи тонн.
Тем не менее, согласно словам Николая Черного, топлив, изготовляемых Одесским НПЗ, не хватает даже для поставок на украинский рынок. Поэтому ЛУКОЙЛ намерен продолжать практику переработки части своего сырья, поступающего в Украину, на Кременчугском и Лисичанском НПЗ. "С точки зрения логистики, чтобы работать, скажем, в Харьковской области, выгоднее перерабатывать нефть на других заводах, чем везти нефтепродукты аж из Одессы", - резюмировал Николай Черный.