Курьерские фирмы формируют свой круг клиентов, предлагая все новые услуги.
-------------------------------------------------------------------------------РИВО САРАПИК Aripaev
Курьерские услуги появились в 1980 году. В первые годы фирмы конкурировали между собой - кто может обработать большее количество посылок.
На следующем этапе внимание фирм стало больше концентрироваться на развитии отношений с клиентами и создании технических возможностей. Сегодня, например, можно заказать курьерскую услугу через Интернет, клиент может сам напечатать накладную, счет и штрих-код. При желании также можно проследить за своей посылкой через Интернет.
Сегодня рынок курьерских услуг в Эстонии поделен между четырьмя основными компаниями - это TNT, DHL, UPS и FedEx.
Давид Буртон, один из руководителей фирмы TNT, сказал, что в ближайшее время курьерские фирмы расширяют зону действия своих экспресс-услуг, главным образом, в Восточной Европе, в новых странах ЕС. В связи с тем, что сюда переберутся некоторые производства, следует ожидать и увеличения объема поставок. "По всей вероятности, рынок начнет делиться на сектора, и курьеры сосредоточатся на об-служивании конкретных групп", - предполагает Бур-тон. Так, компания TNT пару месяцев назад разработала услугу транспортировки иниморганита, предназначенного для использования в медицине.
Расширение ЕС и упрощение таможенных процедур будет способствовать количественному уменьшению поставок, но, в то же время, отправлять их станут чаще. Буртон предсказывает рост курьерских услуг до 5%, почти такой же будет рост и в авиаперевозках. Рост в области автоперевозок составит около 15%.
Несмотря на то, что в ЕС пытаются перевести грузы с автомобилей на другие виды транспорта, Буртон не верит, что в течение ближайших пяти лет что-либо изменится. "Если экономически не выгодно перевозить грузы по железной дороге, то никто этого делать не будет. Сегодня, например, во многих государствах Европы наблюдается проблема в перегрузке товаров с автомобилей на железную дорогу и наоборот", - добавил он.
Также, по его мнению, если фирма сегодня не может привлечь клиента и за последнее время не нашла интересных решений, то она выходит из игры. Так, например, сейчас можно заказать курьера и при желании наблюдать за движением посылки через Интернет.
Каким может быть следующий шаг в развитии курьерских услуг? "Над этим фирмы и работают. Кто первым найдет решение, тот выиграет в конкурентной борьбе", - сказал Буртон.
С упрощением таможенных процедур посылки будут меньших объемов, но отправлять их будут чаще.
Рынок по-прежнему открыт
-------------------------------------------------------------------------------СИРЬЕ САКК
руководитель по развитию UPS Eesti
Как известно, время -деньги, и поэтому курьерские услуги будут нужны и впредь. Конечно, время само вносит коррективы, и характер услуг меняется: расширяются зоны обслуживания, постоянно появляются новые технические решения.
Резерв увеличения рынка курьерских услуг возможен в развитии экспорта-импорта. На самом деле, потенциал курьерских услуг связан, прежде всего, с их смелостью.
В конечном итоге рынок зависит от предприимчивости эстоноземельцев. Для деятельности новых фирм всегда есть место и всегда имеет смысл подумать о том, что в данной области еще не сделано или что можно сделать лучше других. В настоящий момент я не думаю, что в Эстонии в ближайшее время может появиться какая-то очень крупная фирма, потому, что это все-таки процесс, требующий времени.Но в то же время, ЕС - достаточно большая территория для того, чтобы найти в нем для себя нишу.
Свободных ниш не предвидится
-------------------------------------------------------------------------------САЛМЕН ШОЙС
директор по продажам и маркетингу DHL
Если посмотреть, как реагировали курьерские фирмы на вступление в ЕС, то я не вижу сегодня каких-либо определенных ниш для концентрации курьерских услуг. В связи с исчезновением границ все фирмы стали оказывать новые услуги, начиная с доставки посылок точно в срок и заканчивая быстрой транспортировкой автотранспортом.
Если смотреть на изменения, произошедшие в Европе после 1 мая, то объем курьерских отправлений увеличился, поскольку больше нет нужды выполнять таможенные формальности в том объеме, что требовалось ранее. В связи с этим и появилась возможность предлагать в пределах стран содружества доставку посылки прямо в руки клиенту к назначенному времени.
Также цены стали более приемлемыми, независимо от веса и объема.
Появится много небольших компаний
-------------------------------------------------------------------------------ВЛАД БОЖКОВ
региональный руководитель Lex System no Эстонии
Со вступлением в ЕС на рынке появится много небольших курьерских компаний, специализирующихся на перевозках в ближние зарубежные страны, например, в страны Балтии.
В то время, как у больших курьерских компаний, отправляющих все посылки в Европу через одну-две главные перегрузочные станции, независимо от того, в какой пункт назначения доставляется груз - в Ригу или, например, Лиссабон, перевозка занимает от одного до трех дней, то небольшие фирмы везут груз напрямую в Ригу или Вильнюс всего за 8-15 часов. В этом их преимущество перед крупными компаниями. С другой стороны, вместе с ужесточением конкуренции на рынке и экспансией новых компаний в Балтийских странах происходит объединение больших и средних компаний, что способствует более успешной конкуренции: каждая фирма имеет свои преимущества, своих зарубежных партнеров, свою сеть и специализацию. Такие компании могут воплощать большие логистические проекты, которые не по силам менее крупным предприятиям.
По сравнению с Латвией и Литвой, можно заметить, что в Эстонии еще не очень развит аутсорсинг логистики. Компании сами занимаются перевозками и дист-рибьюцией товара, что, на наш взгляд, менее выгодно.