20 лет назад на российский рынок пришла DHL
Региональный директор DHL в СНГ Гарри Кемп, подводя итоги деятельности компании на российском рынке за двадцатилетие, привел следующие цифры. Так, в 1984 году подавляющее большинство клиентов (99%) составляли представительства иностранных компаний, дипломатические миссии, информационные агентства. Их было чуть больше сотни, в месяц
- не более 500 отправлений, исключительно документы. Соотношение экспорта/импорта - 1: 30.
Спустя 20 лет ситуация изменилась кардинальным образом. Сегодня более 80% клиентов DHL - это российские компании, представляющие автомобильную, нефтегазовую индустрию, HiTech, банковские структуры, фармацевтическую, пищевую промышленность, госучреждения, частные компании. Число клиентов превысило 10 тыс. По прогнозам, в нынешнем году количество отправлений составит 3, 2 млн. Теперь основной поток грузооборота (до 80%) составляют тяжелые грузы весом свыше 5 кг - запасные части, образцы продукции и т. п. И лишь примерно 20% экспресс-отправок - документы. Да и обслуживает фирма сегодня в России более 500 городов.
По мнению г-на Кемпа, объем экспресс-перевозок - это своеобразный индикатор стабильности экономики данной страны.
Гендиректор DHL в России Франк Унгерер полагает, что увеличение спроса на услуги компании было вызвано укреплением российской экономики в целом и высокими ценами на нефть в частности. Примечательно и то, что клиентская база расширяется за счет фирм и предприятий малого и среднего бизнеса. С прошлого года, когда произошла интеграция компаний DHL Worldwide Experss и Danzas под единым брендом, на российский рынок предложен ряд новых услуг по доставке тяжелых грузов и логистике. В нынешнем году планируется доставлять тяжелые грузы в европейские страны к определенному дню.
За минувший год объемы отправлений на российском рынке увеличились на 30% по сравнению с 2002 годом, прибыль за тот же период возросла на 40%. И эта тенденция продолжается.
Как и все крупные экспресс-перевозчики, DHL располагает внушительным парком самых разнообразных воздушных судов, среди которых один самолет Ту-204. Внутри России полеты выполняются по 240 маршрутам из четырех московских аэропортов.
Как заметил Гарри Кемп, его фирма сейчас проводит программу переоценки рейсов в/из России, используя большое количество рейсов, проходящих через Москву. Приоритетом является европейское направление, но клиенты требуют, чтобы прямые поставки осуществлялись в азиатские пункты, в частности Дубай, а в обратном направлении - в пункты Сибири, Поволжья, Урала. В связи с этим DHL намерена развивать систему доставок отправлений прямыми авиарейсами по транссибирскому и трансазиатскому маршрутам. В настоящее время DHL использует исключительно самолеты российских авиаперевозчиков и предполагает развивать эту систему и в дальнейшем.
Заметим, что это обычная практика экспресс-перевозчиков - при необходимости использовать самолеты авиакомпаний, оперирующих на определенном рынке. Понятно, что при выполнении курьерских перевозок есть прямой смысл взаимодействовать с теми авиакомпаниями, которые имеют сильные позиции в данном регионе. Как видим, исключение не составляет и DHL.
Эта компания, основанная в 1969 году, стала родоначальником индустрии экспресс-авиадоставки, впервые предложив услугу доставки грузов по маршруту Сан-Франциско - Гонолулу. За прошедшие годы DHL накопила богатый опыт в области экспресс-доставки воздушным, морским и наземным путем. Этот рынок услуг быстро превратился в самостоятельный вид бизнеса в связи с огромным спросом и сравнительно за короткий срок приобрел международный характер.
В Россию компания пришла в 1984 году, раньше своих конкурентов, заключив агентское соглашение с объединением "Союзвнештранс".
Главный управляющий DHL в странах с развивающимися рынками Грэм Дейви особо отметил тот факт, что, выйдя на российский рынок 20 лет назад, его компания сделала верный шаг. точно просчитав все возможные выгоды этого предприятия. И сегодня наиболее перспективными рынками считаются Китай и Россия.
Впрочем, DHL вполне успешно оперирует и на североамериканском рынке. Так, в прошлом году она приобрела подразделения по наземной доставке американского авиаперевозчика Airborne. В результате DHL завоевала 18% этого рынка, значительно потеснив UPS и FedEx. По мнению г-на Дейви, это существенно изменило ситуацию на рынке экспресс-доставки США и создало благоприятные условия для конкуренции на этом рынке, где прежде доминировали две местные компании.
По словам коммерческого директора компании в СНГ Роланда Томаса, "результаты работы нашей компании на российском рынке оцениваются весьма позитивно. Мы убеждены, что DHL находится на верном пути - оставаться в России и в мире компанией номер один в области экспресс-доставки и логистики".
Учитывая, что в настоящее время этой компании уже принадлежит на российском рынке 53% международной экспресс-авиадоставки, ее претензии не кажутся такими уж фантастическими.