Из Вены - специально для "Гудка"
Сможет ли эта величественная река, протекающая на протяжении 2888 километров по десяти европейским странам от истоков на юго-западе Германии до черноморского устья на Украине, стать в будущем главной водной магистралью континента, опередить по объему перевозок Рейн и составить серьезную конкуренцию автомобильному и железнодорожному грузовому транспорту?
Судоходная часть Дуная составляет 2411 километров. Самая северная точка - германский Регенсбург, самая южная - болгарский Свистов. Объем ежегодно протекаемой в год воды, пополняющей Черное море, равен 203 миллиардам кубических метров. Скорость протекаемой дунайской воды в зависимости от рельефа местности составляет в австрийской столице от 6, 5 до 7, 9 километра в час.
Когда в сентябре 1992 года был сдан в эксплуатацию 171-километровый водный коридор (в 4 метра глубиной и 55 метров шириной) между баварскими городами Бамберг и Кельхайм, ставший последним "звеном" в канале Рейн - Майн - Дунай, то было открыто прямое водное сообщение между Северным и Черным морями. На этой трехречной магистрали протяженностью 3500 километров судам приходится проходить 16 шлюзов.
Если бы австрийский технологический концерн "Фест-Альпине Тех", выпускающий гигантские генераторы и трансформаторы, не находился близко к Дунаю, то судьба предприятия была бы, увы, плачевной. Таково мнение Херберта Штурма, отвечающего в подразделении сориентированного на экспорт концерна VA Tech Hydro за логистику и экспедицию готовой продукции. Ни автомобильный, ни железнодорожный транспорт фактически не в состоянии перевезти их изделия, весящие от ста до трехсот тонн, на большие расстояния. Но помощь автотранспортных фирм и железной дороги крайне необходима для доставки изделий до ближайшего дунайского порта в Линце, откуда начинается путь к морским портам на Черном и Северном морях.
Херберт Штурм рассказал, что по железной дороге в Австрии такого рода специальные грузы можно перевозить лишь по выходным дням, поскольку в будни приоритет отдается пассажирским перевозкам. В результате потеря времени и общая стоимость поставки были бы чрезмерными, а в конечном итоге страдала бы конкурентоспособность этого весьма современного высокотехнологичного оборудования. Что же касается грузового автотранспорта, то теоретическая возможность для перевозки спецгрузов имеется, но практически на пути много препон и трудностей. К примеру, необходимо как минимум за две недели, а то и более согласовать с соответствующими ведомствами маршрут, выделить людей для неоднократного перекрытия движения на пути следования спецгруза и так далее, и тому подобное. В этой связи Мартин Братуза, отвечающий в венской транспортной фирме "Шенкер" за перевозку негабаритных и особо тяжелых спецгрузов, констатирует, что бюрократические согласования длятся примерно столько же, сколько продолжается водный путь от одного из четырех австрийских дунайских портов до Роттердама. Именно поэтому дунайская трасса по-прежнему остается идеальным путем для перевозки тяжелых машин и оборудования, сегментов мостов, газовых электростанций, различного рода подъемных кранов, экспортируемых "Фест-Альпине Тех" и другими австрийскими производителями во многие страны, в том числе Турцию и Швецию.
Путь по Дунаю из Австрии к Северному морю длится, как правило, десять дней, а если на борту имеется второй капитан -то неделю. До устья Черного моря, то есть по течению, самоходная баржа из той же Австрии дойдет и за пять дней, если, конечно же, не задержится в Сербии. Дело в том, что в результате недавней американской агрессии против этой страны был разрушен мост через Дунай в городе Нови Сад, который до сих пор вопреки евросоюзовским обещаниям о финансовой помощи не восстановлен. Вместо него временно проложен понтонный мост, который три дня в неделю, и то на несколько часов, открывается для судоходства.
Водный грузовой транспорт, по мнению Вальтера Эдингера, генерального директора венского грузового порта, в среднем на 20 - 30 процентов дешевле автомобильного или железнодорожного. Но поскольку "время тоже деньги", то уже упоминавшаяся фирма "Шенкер" по-прежнему перевозит подавляющую часть грузов своих клиентов в контейнерах по автострадам и рельсам. Пока же на водной глади Дуная преобладают баржи, трюмы которых заполнены рудой, углем, металлами, минеральными удобрениями, нефтью, строительными материалами, сельскохозяйственной продукцией. Лишь 40 тысяч контейнеров в год перевозится по Дунаю, в то время как этот показатель на Рейне составляет 1, 3 миллиона. Но к 2006 году поставлена задача удвоить, а то и утроить этот показатель, организовав контейнерные рейсы по расписанию с четким указанием времени отправки и прибытия. Поскольку к 2010 году прогнозируется трехсотпроцентный прирост грузовых перевозок по придунайским транспортным коридорам, то речники надеются "перехватывать" ежедневно до 1700 контейнерных трейлеров из общего количества 12 тысяч. Главный козырь - самоходная грузовая баржа в связке с буксиром, соединенным с несамоходным судном, может за один раз взять на борт 3700 тонн груза. Для перевозки этого же количества груза потребовалось бы соответственно девяносто три 40-тонных железнодорожных вагона или сто сорок восемь 20-тонных трейлеров. Одной из первых в Австрии от слов к делу перешла фирма "Аграна", перевозящая ныне по Дунаю внутри страны из порта Эннс в Тульн, где расположен перерабатывающий завод, 40 тысяч тонн сахарной свеклы и планирующая уже через два года довести это количество до 250 тысяч тонн. Речники, естественно, довольны, а вот местные экологи нет. Ведь раньше это сырье для сахарной промышленности доставлялось из Верхней Австрии по железной дороге, а ныне его сначала везут на грузовиках в порт, загрязняя воздух выхлопными газами. Этот пример еще раз доказывает непреложную истину, что все виды транспорта в той или иной степени взаимосвязаны и что всем, увы, не угодишь.