Открытое акционерное общество "СГ-транс" в этом году отметило свое 45-летие. За годы производственной деятельности крупнейший оператор на рынке перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ) транспортировал 280 млн. тонн сырья. В одной цистерне было перевезено 18,5 тыс. тонн, в рейс она выходила 630 раз, оставила "за плечами" 1,15 млн. км железнодорожных путей. Объем реализации СУГ коммунально-бытовым потребителям, промышленности и транспорту составил 22,5 млн. тонн.
Сегодня "СГ-транс" - одно из главных действующих лиц на рынке транспортировки и реализации сжиженных газов. В прошлом году компания перевезла более 6,3 млн. тонн углеводородов. К концу текущего года намерены преодолеть рубеже 7 млн. тонн. Реально ли это в условиях все возрастающей конкуренции? С этого вопроса началась наша беседа с генеральным директором "СГ-транс" Сергеем Ивашкевичем.
- Судите сами. За шесть месяцев "СГ-транс" перевез около 3,5 млн. тонн сжиженных газов, что на 14 процентов превышает аналогичный показатель прошлого года.
Заметный рост наблюдается и по отдельным сегментам рынка. Предприятиям нефтехимии поставлено около 2 млн. тонн сырья. Объем транспортировки сжиженных газов на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье составил 780 тыс. тонн.
Замечу, что "СГ-транс" в полном объеме выполняет свои обязательства перед партнерами согласно 136 транспортным договорам.
- 7 млн. тонн в год - это предел для "СГ-транс"?
- Потенциал компании позволяет довести ежегодный объем транспортировки углеводородов до 9 млн. тонн. Столь оптимистичный прогноз основывается на детальном анализе нашими специалистами состояния и перспектив развития рынка перевозок сжиженных газов.
Дело в том, что рост добычи нефти и газа в прошлом году позволил значительно увеличить ресурсы сырья, используемого для производства всей номенклатуры сжиженных углеводородных газов. На заводах России было произведено более 6,9 млн. тонн товарных СУГ, основная доля которых перевезена в цистернах "СГ-транс".
- Сегодня можно слышать сетования руководителей некоторых транспортных компаний на дефицит подвижного состава, его "старение". Достаточно ли у "СГ-транс" мощностей для увеличения объема транспортировки сырья?
- Дефицит цистерн, мне думается, несколько надуманная проблема. Во всяком случае мы с этим не сталкиваемся. Да, физический износ и моральное старение основных фондов и оборудования, в том числе и подвижного состава, - процесс объективный. Но весь вопрос в том, насколько эффективно и продуманно обновляется парк цистерн?
Нашей компанией постоянно ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области специализированного подвижного состава. Успешно реализуется инвестиционная программа поэтапного обновления парка железнодорожных цистерн. Только в минувшем году он пополнился 230 цистернами различной модификации, в том числе и нефтебензиновыми.
Уже три года "СГ-транс" эксплуатирует вагоны-цистерны с увеличенной базой и объемом котла 95,5 куб. м для перевозки пропан-бутана. В сотрудничестве с "Рузхиммашем" разработана большегрузная железнодорожная цистерна для перевозки пентана, грузоподъемностью в 1,3 раза превосходящая предыдущие аналоги.
В этом году приобретем до 500 цистерн. В целом перспективная программа развития компании на ближайшие три года предусматривает ввод в эксплуатацию 1500 новых цистерн.Тем самым будут удовлетворены возрастающие потребности в транспортных услугах предприятий нефтегазовой и нефтехимической промышленности.
- А что сегодня представляет собой парк подвижного состава "СГ-транс"?
- Он насчитывает свыше 18 тысяч специализированных цистерн различной модификации, что позволяет нам обеспечивать более 70 процентов отечественного рынка транспортных услуг по перевозке сжиженных газов.
- Конкуренция на рынке транспортировки сжиженных газов постоянно растет. Думается, больше всего вы это ощущаете со стороны "Газпрома". Вообще, как складываются отношения "СГ-транс" с газовым монополистом?
- Отношения с "Газпромом" у нас рабочие. Рынок всегда предполагает острую конкурентную борьбу за сферы влияния, таковы законы экономики. Транспортировка сжиженных газов не исключение.
В структуре "Газпрома" есть своя транспортная компания - "Газпромтранс", имеющая собственный парк специализированного подвижного состава. Правда, он в несколько раз меньше нашего и его мощностей недостаточно для перевозки всех объемов сжиженных газов и углеводородного сырья, вырабатываемого на газпромовских предприятиях. К нам обращаются за транспортными услугами. Сотрудничаем. За шесть месяцев текущего года "СГ-транс" перевез более 450 тыс. тонн продукции и сырья, производителями которого являются предприятия "Газпрома".
- Кто ваши основные партнеры?
- Уже называл "Газпром". Мы оказываем транспортные услуги таким крупным компаниям, как "ЮКОС", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Си-бур", "Нижнекамскнефтехим", "Сибнефть".
С нами активно сотрудничают производители сжиженного газа и углеводородов. И это не случайно. "СГ-транс" - единственное в России предприятие, которое полностью сертифицировало весь комплекс оказываемых клиентам транспортных услуг. Мы проводим постоянный мониторинг производства и потребления сжиженных газов, большое внимание уделяем транспортной логистике. Наша стратегическая цель - стабильное и бесперебойное удовлетворение спроса на перевозку продукции для внутреннего потребления и на экспорт, сохранение и развитие транспортной системы газоснабжения.
- Спрос на сжиженный газ постоянно растет, и не только в России, но и за рубежом. Естественно, актуальным становится вопрос экспорта сырья.
- Да, это так. А если учитывать, что у нас в последнее время постоянно увеличивается производство сжиженных газов, продуктов нефтехимии, углеводородного сырья, поставки за рубеж приобретают важное значение. Поэтому мы активно осваиваем новые экспортные маршруты.
Кроме традиционных маршрутов транспортировки СУГ на экспорт через морские порты Украины "СГ-транс" после длительного перерыва возобновил в этом году перевозку СУГ с перевалкой на суда-газовозы на Рижском терминале. Планируется довести ежемесячные объемы перевалки через этот терминал до 20 тыс. тонн.
Намерены и в дальнейшем наращивать мощности по перевалке СУГ на экспорт. Будем участвовать в строительстве новых морских терминалов для перевалки сжиженных газов на Черном и Балтийском морях. Это одна из приоритетных сфер наших инвестиционных вложений.
- Вы имеете в виду строительство терминала в районе Усть-Луга Ленинградской области?
- Это интересный проект. Мы обсуждали его перспективы с министром транспорта Российской Федерации Игорем Левитиным и губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым. Нашли понимание и поддержку. "СГ-транс" участвует в инвестиционном проекте в качестве оператора железнодорожных перевозок сжиженных углеводородных газов и продукции нефтехимии.
Предусматривается, что после завершения строительства терминала в поселке Вистино Кингисеппского района ежегодно через морской порт будет экспортироваться до 1,2 млн. тонн углеводородов. При условии согласования документации на строительство в текущем году первую очередь порта планируется ввести в эксплуатацию в 2006 году.
- Для "СГ-транс" этот год связан не только с 45-летием компании, но и с акционированием предприятия.
- Многомесячный процесс акционирования, который начался еще в прошлом году, завершен. В середине июля Федеральная служба по финансовым рынкам зарегистрировала выпуск обыкновенных именных бездокументарных акций "СГ-транс". Размещено более 27,6 млн. акций номинальной стоимостью 100 рублей каждая. Общий объем выпуска (по номинальной стоимости) - более 2,7 млрд. рублей.
Сегодня "СГ-транс" - это открытое акционерное общество со 100-процентным государственным капиталом. Изменение юридического статуса, естественно, повлечет за собой ряд существенных корректировок в работе компании. Но могу с уверенностью сказать: акционирование укрепит ведущие позиции "СГ-транс" на рынке перевозок сжиженных газов.