Вчера заместитель полпреда Президента РФ в УрФО Виктор Басаргин провел пресс-конференцию, посвященную итогам поездки делегации УрФО в Японию.
Основная цель четырехдневного визита представительной уральской делегации в страну восходящего солнца заключалась, по словам Басаргина, в презентации инвестиционных возможностей округа, в насыщении российско-японского плана действий региональными проектами сотрудничества в различных отраслях хозяйства.
"Мы не ездили туда просить денег для развития экономики, - особо подчеркнул Басаргин, - мы просто показывали свои возможности". И хотя японскую бизнес-элиту заинтересовали прежде всего сырьевые отрасли округа, но Урал при этом готов стать регионом высоких технологий для глубокой переработки сырья. Японские промышленники тоже заинтересованы в продвижении технологий и оборудования в другие страны, а за последние четыре года убедились в стратегической важности российского рынка и делают большую ставку на него.
Басаргин отметил живой интереса японских партнеров ко всем предложениям уральской делегации, как представленным в предварительном проекте визита, так и высказанным непосредственно во время встреч в Токио и Киото. Ряд инвестиционных проектов получил поддержку в виде соглашений. В частности. "Уралсвязьинформ" подписал соглашение с компанией VEK - корпорейшн о поставках средств связи и телекоммуникаций, компания "Нисин" вместе со Свердловской железной дорогой создаст евразийский центр логистики на базе пущенного в прошлом году в Екатеринбурге центра управления перевозками, компании "Мицубиси" и "Химати" примут участие в работах по совершенствованию электропоездов. А сами японцы объекты сотрудничества с Уралмашем, Магнитогорским металлургическим комбинатом, НТМК, Трубной металлургической компанией. Серьезный разговор шел по поводу реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" строительства трубопровода до Находки. Вроде бы далекие от Урала объекты, но японцы, с одной стороны, хотят, чтобы в строительстве "трубы" участвовали наши компании, а, с другой, - чтобы в качестве гарантии поставок нефть шла на острова из Югры. Вот такие они, эти прагматичные азиаты, первыми встречающие солнце.
Удивили они уральцев и быстротой ответных действий. Уже в феврале в округ приедут представители двух компаний. Одна - с интересом к лесопромышленному комплексу, другая - к машиностроению. В марте ожидается приезд компаний в нефтегазоносные районы округа. В частности, японцев очень интересует низконапорный газ, возможности его переработки в сжиженный и транспортировки по Севморпути на острова. Может быть, после изучения ситуации на месте восточные бизнесмены возьмут "на буксир" и Тобольский нефтехимический комбинат, в продукции которого тоже есть немалая нужда на рынках.
А в апреле после заседания в Москве комитета по российско-японскому сотрудничеству на Урал приедут сразу две большие делегации японских бизнесменов. Одна из них посетит Екатеринбург и Челябинск, другая - Сургут. В частности, компания "Комацу" имеет намерение создать совместное производство тяжелых тракторов с ЧТЗ. Есть интерес к шагающим экскаваторам и буровым установкам Уралмаша.
Ожидается приезд г-на Мори, бывшего премьер-министра Японии, большого поборника сотрудничества с Россией и сопредседателя с японской стороны, совета мудрецов.
Заместитель полпреда отметил большой интерес к визиту делегации УрФО как деловых, так и политических кругов, а также средств массовой информации нашего восточного соседа. "Живем в эпоху информационной насыщенности, но знаем друг друга очень плохо, - посетовал Басаргин. - Даже о наших крупнейших предприятиях в Японии ничего не слышали". О предприятиях узнают по их продукции на мировых рынках. Нижнетагильские рельсы Япония не покупает, вот и не знают там аббревиатуру НТМК. Зато российские железные дороги покупают рельсы японские. Качество, однако, что уж говорить о качестве японской бытовой техники, автомобилей. Вот и знаем "Соню"...