Являясь признанным мировым лидером в области телекоммуникаций, компания Эрикссон накопила колоссальный опыт в области профессиональных услуг. Профессиональные услуги - одна из четырех важнейших составляющих всеобъемлющего рыночного предложения компании Эрикссон, включающего системы связи, услуги, базовые технологии для производства мобильных терминалов и лицензирование. Роль услуг в деятельности компании постоянно растет: на сегодняшний день на их долю приходится около 25 % оборота компании по всему миру. Говоря о профессиональных услугах, мы подразумеваем проектирование и строительство сетей операторов, мультивендорную интеграцию, а также управление и оптимизацию сети. Мы предлагаем также консультационные услуги по развитию бизнеса операторов и при необходимости обучение специалистов-заказчиков, направленное на повышение их знаний относительно систем Эрикссон и профессионального уровня в целом.
В настоящее время на развитие рынка телекоммуникаций влияют несколько важных тенденций, которые мы рассмотрим ниже. Эти тенденции заставляют операторов сфокусироваться на основных видах деятельности, а именно на привлечении новых и удержании существующих абонентов.
Во-первых, это насыщение рынка. Показатели роста мобильных пользователей на более зрелых рынках, например в Европе и некоторых частях Азии, показывают, что рынок этих стран уже практически насыщен и развитие за счет привлечения новых абонентов становится практически невозможным. В Западной Европе, например, уровень проникновения мобильной связи составляет более 80 %.
Второй тенденцией является постепенное снижение показателя среднего дохода с абонента ARPU (Average Revenue Per User), так как опытные пользователи выбирают более дешевые тарифные платы. Операторы надеются компенсировать это, представив абонентам новые услуги, например, такие как услуги по передаче данных, которые создают новые источники получения дохода.Однако для внедрения подобных услуг необходимы новые инвестиции и новые маркетинговые ходы, требующие от оператора полной отдачи и концентрации на этой стороне своего бизнеса, нежели на технических аспектах обеспечения работоспособности сети. Совершенно очевидно, что операторы заинтересованы в уменьшении эксплуатационных затрат и в высвобождении ресурсов для основных направлений своей деятельности.
Пути повышения эффективности эксплуатации сети могут отличаться в различных организациях, однако есть несколько областей, где практически все операторы могут добиться существенных улучшений. Например, это касается расходов, связанных с наймом большого количества обслуживающего персонала. Разница в показателе количества сотрудников на одного абонента может составлять у различных европейских операторов до 300 %. Совершенно ясно, что в большинстве случаев используются не самые эффективные методы ведения бизнеса.
Универсальное решение, которое становится все более популярным, - это передача управления сетью внешнему поставщику. Например, в скандинавских странах некоторые операторы сокращают свои издержки путем сотрудничества в области построения сети совместного доступа (shared network) и затем передают управление сетью третьей стороне. В качестве третьей стороны выступают специалисты, для которых, в отличие от операторов, сетевые технологии являются основным видом деятельности, они лучше подготовлены для исследования и внедрения наиболее эффективных методов в телекоммуникационной области. Тон аан де Стегге (Ton aan de Stegge), CEO компании Telfort, которая уже давно пользуется услугами аутсорсинга, объясняет рациональность принятого решения: "Сеть - основа нашего бизнеса, однако это не наш основной бизнес. В Нидерландах на рынке присутствует жесткая конкуренция между пятью операторами. Мы осознали, что уделяли слишком много внимания сложности инфраструктуры сети, в то время как было необходимо сфокусироваться на брендинге, маркетинге и продажах".
Как говорит г-н аан де Стегге, технологическое обеспечение работы сети не является основным видом деятельности оператора. Однако это основной вид деятельности для разработчиков и поставщиков телекоммуникационных решений таких, как компания Эрикссон. Опираясь на собственный практический опыт управления сетями, специалисты Эрикссон выявили следующие пути достижения экономии на эксплуатационных издержках при частичном или полном аутсорсинге управления сетью:
- исключение дублирования функций персонала;
- более эффективное использование специалистов;
- обеспечение экономии, обусловленной масштабами деятельности компании, которая берет на себя управление сетью;
- усовершенствование процессов; - уменьшение накладных расходов. Как показывает практика, можно достигнуть общего снижения издержек до 20 %. Еще большего снижения расходов можно добиться в случае создания сети совместного пользования. Помимо этого, операторы могут дополнительно снизить САРЕХ путем разделения издержек на строительство инфраструктуры.
Экономия в результате исключения дублирования функций персонала достигается путем изменений в кадровой структуре оператора в результате внедрения услуг по аутсорсингу управления сетью. При аутсорсинге некоторые специалисты компании-оператора, отвечающие за сетевые операции и обслуживание, переводятся в отдельную организацию, входящую в структуру Эрикссон, которая полностью занимается обеспечением работы сети. Подобная организация исключает дублирование функций и минимизирует необходимость организации отдельных кадровых и управленческих ресурсов. В то же время в случае необходимости Эрикссон может привлечь нужный персонал из сервисных организаций компании по всему миру. Сервисное подразделение Эрикссон - крупнейшая в мире организация в области телекоммуникационных услуг, объединяющая более 15 тыс. сотрудников. Имея в своем распоряжении персонал, чья основная область компетенции - обслуживание и поддержка сетей, а также учитывая существенную экономию за счет масштабов своей деятельности, Эрикссон предлагает операторам эффективные решения по техническому управлению сетью без каких-либо потерь в отношении качества услуг, предоставляемых абонентам.
Таким образом, в условиях усиливающейся конкуренции преимущества аутсорсинга услуг по управлению сетями становятся все более очевидными для операторов. Доказательством тому служат 35 уже заключенных контрактов на частичную или полную передачу управления сетью компании Эрикссон в таких различных регионах, как Новая Зеландия и Бразилия, Нидерланды и Австралия.
Другое важное направление профессиональных услуг, оказываемых компанией Эрикссон, - это поддержка своих заказчиков при расширении и модернизации сетей. Этот вид профессиональных услуг становится особенно важным на настоящем этапе развития отрасли, когда мы наблюдаем постепенный переход к сетям следующего поколения.
Как часто оператор инвестирует крупные средства в строительство и расширение сети? Каждые три года? Пять? В то же время неизбежно, что технология и рынок кардинально изменятся. Ведь всего пять лет назад была проведена первая в мире контролируемая демонстрация технологии EDGE. Сегодня сети с поддержкой EDGE запускаются в коммерческую эксплуатацию в США и странах Латинской Америки.
В отличие от ситуации, существовавшей пять лет назад, внедрение сетей третьего поколения на сегодняшний день - реальность. В настоящее время уже запущено девять сетей, и еще 30 запусков WCDMA запланированы до конца этого года только в Европе, а количество абонентов WCDMA приближается к первому миллиону. Однако подобные позитивные факты проливают свет лишь на часть вопроса.
В ходе эволюции сети, когда одновременно существуют и работают технологии 2,2,5 и 3G, телекоммуникационные операторы все чаще сталкиваются с ситуацией присутствия в их системе оборудования от различных поставщиков. Кроме того, постоянно увеличивается техническая сложность обеспечения работоспособности системы, на рынке появляются и внедряются новые услуги по передаче данных. Идеальная интеграция оборудования и технологий от различных производителей - ключ к успешному развертыванию сети третьего поколения и одновременно достаточно сложная задача.
В этом контексте понятие качества инфраструктуры получило более широкое значение и включает в себя не только такие параметры, как емкость и покрытие. Такое же важное значение имеют эффективность работы и снижение издержек. На протяжении эволюции сети оператор должен быть уверен, что ему удастся избежать затратных проблем, таких как сбои в работе сети, что, в свою очередь, позволит избежать потерь в доходах и оттоках абонентов.
Знания, необходимые для управления процессом внедрения мультивендорного проекта такого масштаба, достаточно трудно найти и еще труднее поддерживать. Если проект управляется профессионалами, то для оператора это означает значительную экономию в области поставок, логистики и интеграции. Чтобы сохранить конкурентоспособность, операторы нуждаются в профессионалах с запасом знаний для каждого этапа эволюции сети.
Именно по этим причинам, а в особенности тогда, когда дело касается 3G, операторы все чаще выбирают вариант передачи полного внедрения проекта одному основному подрядчику, включая управление проектом, поставку и логистику. Логика неоспорима: вместо того чтобы использовать свой, скажем, трехлетний опыт внедрения сети, довериться тому, кто делает это каждый день.
В контексте телекоммуникаций основной подрядчик - это деловой партнер и эксперт в данной области, который может выступать в качестве единого контактного лица для операторов, которые столкнулись с необходимостью реализации сложного проекта, предполагающего участие нескольких поставщиков или субподрядчиков. Обладая глубокими техническими знаниями в области эволюции сети, а также имея возможность проводить интеграцию оборудования от различных производителей, этот эксперт и деловой партнер берет на себя полную ответственность за успешное завершение проекта. Работая с основным подрядчиком, одновременно являющимся единым контактным лицом, эти операторы могут сконцентрироваться на своих основных видах деятельности, а именно на удовлетворении нужд своих абонентов.
Являясь компанией, владеющей порядка 40 % доли рынка в области GSM/WCDMA и на данный момент запустившей семь из девяти сетей WCDMA в Европе, Эрикссон, пожалуй, в большей степени подходит на роль основного подрядчика. Кроме того, компания Эрикссон предлагает комплекс решений, охватывающий весь цикл, от развития технологии до всеобъемлющего предложения в области телекоммуникационных услуг. Компания является мировым лидером в области интеграции сетей от различных производителей и имеет длительные налаженные связи с субподрядчиками и другими третьими поставщиками. Опыт компании в управлении проектами подтвержден сотнями успешно проведенными развертываниями сетей.
С точки зрения экономики глобальное присутствие компании Эрикссон обеспечивает ощутимые преимущества в отношении ведения переговоров и заключения сделок. Ее способность находить субподрядчиков, эффективных в области снижения издержек, как правило, ведет к сбережениям до 10 - 15 %, в то же время эффективность услуг по инжинирингу, тестированию и внедрению снижает на треть время введения сети в эксплуатацию, одновременно обеспечивая единое высокое качество во всех ее частях.
Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз подчеркнуть все возрастающую важность профессиональных услуг для операторов в условиях роста конкуренции на современном рынке. Профессиональные услуги, предлагаемые компанией Эрикссон, позволяют операторам повысить эффективность и высвободить дополнительные ресурсы, которые им так необходимы для дальнейшего развития. Доказательство этого - многочисленные контракты на предоставление услуг, заключенные по всему миру.
Материалы предоставлены представительством компании "ЛМ Эрикссон Интернейшнл АБ" в России