КАК ПО НОТАМ

Тольяттинские автомобилестроители планируют выйти на международный долговой рынок

Дмитрий Кудряшов

"АвтоВАЗ" наконец-то выпустил валютные кредитные ноты (CLN). С их помощью тольяттинцы намерены привлечь дополнительные средства для серийного освоения новых машин семейства "Калина", до начала производства которых осталось всего 2 месяца.

Нынешнее заявление компании о выходе на зарубежные долговые рынки - уже не первое. Выпустить и разместить CLN на сумму до $100 млн со сроком обращения в 1 год планировалось еще в IV квартале 2003-начале 2004 годов. Ожидалось, что реализация кредитных бумаг предварит последующий выпуск еврооблигаций. Однако вместо этого 18 февраля был размещен рублевый заем на эквивалентную сумму - 3 млрд руб. (сейчас его эффективная доходность к оферте в августе 2005 года колеблется в пределах 13% годовых). Букраннером сентябрьского выпуска ценных бумаг выступает ИБ "Траст", соорганизатором - "Райффайзенбанк". Планируется, что купонный доход по заявленным нотам будет выплачиваться раз в полгода из расчета 11,75-12% годовых. По словам представителей "АвтоВАЗа", параметры могут быть изменены по согласованию заемщика и инвесторов.

Размещение CLN, как и февральский рублевый заем, преследуют одну и ту же цель - привлечь дополнительные средства в проект по выпуску автомобилей нового семейства - "Калина": благодаря новым моделям компания рассчитывает увеличить свою долю на внутреннем рынке легковых машин. Сметная стоимость проекта составляет $560 млн, однако на начало 2004 года освоено лишь 45% от запланированного объема инвестиций. На сегодняшний момент предприятию необходимо еще примерно $304 млн. Эти средства "АвтоВАЗ" и планирует привлечь в 2004-2006 гг. с помощью реализации нот.Освоение серийного производства "Калин" началось 1 июля 2001-го. На проектную мощность в 220 тыс. машин в год завод планируется вывести к началу 2007 года. Ожидается, что автомобиль сможет окупить затраты на серийный выпуск в течение 4,3 лет с начала выпуска, намеченного на 18 ноября. До нового года с конвейера сойдут первые 35 машин. Автомобили семейства "Калина" будут представлены тремя модификациями: пятидверным "универсалом" "Лада-1117", четырехдверным "седаном" "Лада-1118" и пятидверным "хэтчбеком" "Лада-1119".

Повышенное внимание при их разработке уделено безопасности. В частности, все машины будут соответствовать экологическому стандарту Евро-4, который вводится в Европе с 1 января 2005 года. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, именно это обстоятельство может негативно отразиться на спросе. В России нормативы Евро-4 в лучшем случае вступят в силу лишь в начале 2008 года, а необходимость практически безосновательно переплачивать за более экологичный двигатель около $1 тыс. может оттолкнуть часть покупателей. Для большинства покупателей "десяток", "самар" и "классики" заявляемая стоимость в $6-7,5 тыс. без видимых на то рыночных предпосылок достаточно высока. В более же высоких ценовых диапазонах модели "АвтоВАЗа" не выдержат конкуренции по качеству не только с дешевыми "российскими иномарками", вроде Ford Focus, но и с их подержанными образцами (тем более, что первоначальные заявления заводов о сравнительно низкой стоимости после релиза машины нередко корректируются).

Тем не менее, говоря о перспективах размещения CLN, аналитики выражают оптимистичные настроения. Начальник отдела анализа рынка облигаций МДМ-банка Артур Аракелян отмечает высокую рыночную популярность годовых бумаг: доходность краткосрочных займов не так сильно зависит от общей конъюнктуры и, как правило, определяется именем заемщика. "Автоваз" - несомненно узнаваемая компания, - считает Аракелян, - и по брэндингу может быть смело отнесена к первому эшелону. Правда, по кредитному качеству о ней этого не скажешь: слишком велика долговая нагрузка". Впрочем, доходность на уровне 12% годовых вполне адекватна для данного выпуска и может привлечь достаточное число инвесторов. Конечно, ажиотажного спроса не будет, однако средств инвесторов наверняка хватит, чтобы полностью разместить заем, - заключает эксперт.

***

СПРАВКА "ПЕ": ОАО "АвтоВАЗ" - крупнейший российский производитель транспортных средств индивидуального пользования. Б настоящее время доля предприятия на внутреннем рынке легковых автомобилей достигает 42,6%, а с учетом сборки машинокомплектов на "ИЖ-Авто" и "Рослада" - 47,5%. В 2003 году "АвтоВАЗ" произвел почти 700 тыс. транспортных средств. За 6 месяцев 2004-го предприятие выпустило 349,176 тыс. машин, что на 9% больше, чем в первой половине прошлого года: план по производству выполнен на 103,2%. Объем реализации превысил 320 тыс. машин. По сравнению с аналогичным периодом 2003 года, выручка выросла на 19% - до 59,9 млрд руб. Себестоимость продукции за последние 6 месяцев выросла в среднем приблизительно на 11%. Прибыль от продаж повысилась более чем на 80% до 7,89 млрд руб., завод заработал около 3,6 млрд против 1,4 млрд руб. годом ранее. По итогам I полугодия доля краткосрочного долга в объеме кредитного портфеля не превышала 10%, хотя совокупная задолженность "АвтоВАЗа" снизилась незначительно (на сегодняшний день она составляет 34,2 млрд руб.).

***

МНЕНИЕ

Наталья Харченко, директор по экономике и финансам ОАО "ИжАвто"

Наше предприятие испытывает необходимость привлечения дополнительных финансовых средств, в первую очередь, для реализации крупного инвестиционного проекта. С августа 2005 года на Ижевском автомобильном заводе должно начаться полномасштабное производство автомобиля KIA Spectra.

Стоимость проекта - $63,5 млн. Большая часть инвестиций должна быть направлена на закупку современного окрасочного, сварочного и сборочного оборудования для нового автомобиля. Обновление парка оборудования позволит вывести на принципиально новый технологический уровень в том числе и действующее производство Ижевского автомобильного завода.

Так, оборудование фирмы Durr позволит окрашивать современными материалами 220 тыс.

кузовов в год, включая программу по автомобилям KIA Spectra, и полностью обеспечить потребность рынка в автомобилях ижевского производства, окрашенными металлизированными эмалями.

Модернизация линии подготовки поверхности позволит улучшить потребительские свойства ижевских автомобилей, обеспечив 6-летнюю гарантию до сквозной коррозии. Линии Durr и Donghee Industries Co. (оборудование для цеха сборки) приобретаются с использованием лизинговых схем через ООО "Альфа-Лизинг".

Для привлечения дополнительных средств используются внутренние резервы предприятия: логистический подход к управлению текущими закупками, внедрение современных информационных систем организации бизнес-процессов и многие другие механизмы. В то же время Ижевский автомобильный завод постоянно пользуется кредитными продуктами ведущих российских банков.

За последние 4 года инвестиции в развитие Ижевского автозавода составили 6,8 млрд руб. Это позволило создать на нашем предприятии дополнительно 6 тыс. рабочих мест. Заработная плата увеличилась в 5 раз. Реализован ряд социально значимых проектов республиканского значения. Надеясь на ответную поддержку республиканских властей, мы предприняли попытку выйти с предложениями к депутатам Государственного Совета Удмуртской Республики о реализации механизма предоставления льготы на прибыль и на имущество, приобретаемое для реализации инвестиционного проекта, на срок окупаемости вложенных средств, но не более чем на 5 лет (таков средний срок окупаемости крупных инвестпроектов). В случае если наше предложение получит поддержку, это позволит Ижевскому автомобильному заводу значительно снизить риски и высвободить оборотные средства при реализации проекта KIA Spectra, от которого зависит экономический климат всего региона.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости