Переход от финансово-экономических обязательств к взаимовыгодному социально-экономическому сотрудничеству - таким, по мнению начальника Свердловской железной дороги Шевкета Шайдуллина, должен стать главный принцип взаимодействия правительства Свердловской области и магистрали. Этого требует и реформа железнодорожного транспорта.
На недавней встрече с председателем областного правительства Алексеем Воробьевым руководитель магистрали предложил строить партнерские взаимоотношения на долговременной основе, для чего заключить генеральное соглашение на несколько лет.
Эта встреча была обычной рабочей поездкой председателя правительства на объекты железной дороги. Она проходила в дни, когда в Нижнем Тагиле праздновалось 170-летие первого русского паровоза. Может быть, именно поэтому областной премьер начал свой визит с музея дороги, а продолжил его в уникальном по оснащению и применяемым технологиям Центре управления перевозками, соединив, таким образом, день вчерашний, сегодняшний и день завтрашний.
О том, каким он должен быть, шла речь во время работы "круглого стола", за которым собрались, помимо руководства, и главные специалисты магистрали. Разговор шел о том, как использовать огромный потенциал Среднего Урала для нужд магистрали и всей компании "Российские железные дороги".
В Свердловской области объемы выпуска машиностроительной продукции за пять последних лет увеличились в два с половиной раза. И в этом немалая роль железнодорожного транспорта как крупного потребителя продукции уральских заводов. Выпуск вагонов, к примеру, только в прошлом году вырос в 1,8 раза. Предприятия области поставляют на железные дороги системы безопасности, электротехническую продукцию, рельсы, шпалы и многое другое. Только Свердловская магистраль в прошлом году закупила на заводах Урала продукции более чем на 6 миллиардов рублей, а в этом объемы поставок увеличились на 15 процентов.
До 2010 года железнодорожному транспорту потребуются 230 тысяч новых вагонов и модернизация 120 тысяч из имеющегося парка. Значительное увеличение поставок определено совместным протоколом, подписанным в марте этого года президентом ОАО "РЖД" Геннадием Фадеевым и губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем. Успешно реализуется долгосрочное соглашение между ОАО "РЖД" и "Уралвагонзаводом" о поставке более ста тысяч грузовых вагонов до 2010 года. С начала года железнодорожники получили уже свыше тысячи новых уральских вагонов.
Активно работает над выполнением заказов железных дорог Нижнетагильский металлургический комбинат. Здесь сдан под монтаж оборудования новый колесный цех, совершенствуется система качества. Один из крупных совместных проектов - создание нового завода по производству современных электровозов постоянного тока. В его реализации участвуют крупнейшие уральские предприятия. Новый завод - это полторы тысячи новых рабочих мест, что сегодня для области немаловажно.
Кроме того, предприятия региона обеспечивают более половины объемов погрузки на дороге. Прирост грузооборота в этом году составил почти восемь процентов. Основную добавку дали кокс, цветные металлы, цемент, строительные грузы. В регионе работают 28 операторских и более 90 экспедиторских компаний. Здесь создается мощный международный транспортно-логистический центр.
При том, что дорога много средств тратит на техническое обновление, программу безопасности движения, социальные нужды, она выполняет и свои обязательства как налогоплательщик. Начальник дороги Шевкет Шайдуллин сказал, что "сильную Россию слабые регионы не построят, поэтому мы неукоснительно исполняем обязательства по налоговым платежам". В течение первых семи месяцев железнодорожники внесли в консолидированный бюджет области 1288 миллионов рублей, что на 68 процентов выше, чем в прошлом году.
Появилась возможность для совместного решения многих проблем. Одна из главных - создание пригородной пассажирской компании. Контрольный пакет акций нового акционерного общества (51 процент) будет принадлежать дороге, а остальное - правительству области, которое выступит соучредителем. Новую компанию создадут на базе существующей сегодня Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. Алексей Воробьев отметил, что пригородные перевозки являются социально значимой сферой, а потому областное правительство будет всячески поддерживать создаваемую компанию.
Железнодорожники в последние годы немало сделали и для того, чтобы поднять качество обслуживания пассажиров. Сформированы новые фирменные поезда, пущены скоростные электропоезда повышенной комфортности, в Перми быстро завоевывает популярность городская электричка. Кроме того, ремонтируются вокзалы и платформы. В ближайшее время планируется открыть скоростное движение на участке Свердловск - Первоуральск, а на маршруте Свердловск - Нижний Тагил электропоезд повышенной комфортности ускорит свой ход.
Алексей Воробьев сказал, что Свердловская дорога есть и будет маяком для других в деле организации и культуры производства, социальной защиты своих работников.
Оценка лестная. Но хотелось, чтобы дорога с регионом показали и пример эффективного партнерства.