Опыт конкурентов подчас ценнее, чем выкладки теоретиков. Рубрика "Логистика" начинает серию публикаций о компаниях и реализованных ими идеях в области логистики. ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" за счет перевода части своих дистрибьюторов на работу по принципу консигнации (см. Термин) увеличило продажи на 10%. Время - деньги Изменения в работе с дистрибьюторами проводились в прошлом году в рамках усовершенствования системы планирования и коснулись партнеров "Балтики" в Москве, Казани и Таганроге. "Вместе с переводом дистрибьюторов на работу по принципу консигнации мы также запустили проект автопополнения складов, благодаря чему получили возможность "видеть" склад дистрибьютора - он стал для нас прозрачным. Когда запас определенного вида товара на складе становится меньше нормативного уровня, автоматически формируется заявка, и продукция поставляется на склад наших партнеров, - комментирует директор по логистике ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" Алексей Скатин. - Благодаря предпринятым мерам нам удалось сократить время отсутствия товара на складе дистрибьютора и, как следствие, увеличить продажи на 10%". Рост продаж, достигнутый именно за счет использования инструментов логистики, является достаточно ощутимым в условиях высокой конкуренции на российском пивном рынке. "Разумеется, некоторые позиции являются в новой системе исключением. Дистрибьютор не всегда знает конечный спрос на новинки. Для того чтобы новый продукт попал в розницу быстрее и с ним смог ознакомиться покупатель, планировать поставки должен именно производитель, - продолжает Алексей Скатин. - Для реализации пилотного проекта были приглашены дистрибьюторы с высоким уровнем финансовой дисциплины, сотрудничество с которыми было проверено временем". Для реализации проекта "Балтика" установила компьютерные терминалы на консигнационных складах, подключив их к учетной системе компании и наладив связь через Интернет. Также потребовалось обучение сотрудников компаний-дистрибьюторов в Казани и Таганроге. Старые рельсы Принцип консигнации широко использовался на российском рынке в 1990-х гг., но постепенно его популярность сошла на нет. Сейчас большинство компаний-поставщиков предпочитает отгружать товар на отсрочку. Тем не менее специалисты считают, что в действиях пивоваренной компании "Балтика" есть рациональное зерно. "Сейчас рынок логистических услуг в России находится лишь на стадии формирования. Многие компании пробуют различные схемы работы, поэтому желание "Балтики" попытаться работать по такой схеме вполне объяснимо", - считает заместитель генерального директора ОАО "Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка" Михаил Васильев. "Для дистрибьютора консигнация удобна тем, что он не вкладывает свои средства в поддержание материальных запасов, - говорит генеральный директор ООО "РОМБ Консалтинг" Роман Бодряков. - С другой стороны, при взятии кредита в банке дистрибьютор не сможет использовать такой товар в качестве залога, ведь фактически он принадлежит другому лицу". *** ТЕРМИН - Консигнация - комиссионная продажа товаров в форме их передачи владельцем товара (консигнатом) комиссионеру (консигнатору) для продажи со склада комиссионера, играющего роль посредника. - Право собственности на товар вплоть до его продажи остается за поставщиком товара. Расчет с консигнантом производится за проданный товар, иногда консигнация предусматривает обязательный, но лишь отложенный платеж. Источник: Современный экономический словарь Фото: - Алексей Скатин, директор по логистике ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", учит дистрибьюторов работать по-новому. *** Мнения Дмитрий Горюшкин, юрист петербургского филиала АКГ "Гориславцев и Ко": "В последнее время наблюдается тенденция сокращения использования в договорах такого понятия, как консигнация, что было особо модно несколько лет назад. Дело в том, что на сегодняшний день Гражданский кодекс РФ не предусматривает такого вида договора. Собственно говоря, по сути договор поставки на условиях консигнации представляет собой разновидность договора комиссии. Сейчас контрагенты все чаще стараются использовать виды договоров, предусмотренные кодексом. Это позволяет избежать двоякого трактования тех или иных условий документа, а в случае их неурегулированности - апеллировать к нормам законодательства". Вера Консетова, генеральный директор ООО "АФК-Аудит", Группа компаний "АФК": "Налогообложение по договорам консигнации сложно вписывается в рамки Налогового кодекса РФ, поскольку четкие указания даны лишь в отношении договоров комиссии. Подходя формально к договору консигнации, налоговые органы могут неправильно классифицировать такие операции, применив к ним условия договора купли-продажи. Вследствие чего у организаций могут возникнуть споры по вопросу момента начисления НДС". *** Уважаемые читатели, если вы хотите поделиться опытом реализованных идей в области логистики своей компании, присылайте письма по адресу: elena.kitaeva@dp.ru.