Раз в пять лет структура рынка труда кардинально меняется. И абитуриент, выбравший престижную специальность, может оказаться у разбитого корыта...
В обществе есть устойчивые представления о том, какие специальности высоко оплачиваются и пользуются спросом на рынке труда.
"Иди в юристы или в экономисты - без денег не останешься", - советуют абитуриенту знающие люди. Однако зачастую обладателям престижных дипломов так и не удается поработать по специальности. Случается и обратное: студенты, решившие посвятить себя далекой от жизни области науки, вдруг получают отличную работу. В МГУ до сих пор с удовольствием рассказывают случай, когда нефтяная компания срочно искала... палеонтологов. Выпускники, мечтавшие всю жизнь тихо откапывать кости динозавров, сразу после получения диплома превратились в высокооплачиваемых сотрудников зарубежной фирмы. Как не обмануться, выбирая факультет для поступления?
Социологи говорят: каждые пять лет на рынке труда происходят серьезные изменения. Пять лет - это тот срок, который проходит между зачислением в вуз и дипломной работой. Так что поступивший на "горящую" специальность может столкнуться с тем, что через несколько лет она уже будет никому не нужна. Особенно это касается инженерных вузов. По оценкам экспертов, более четверти инженерных вузов страны обучают студентов по устаревшим специальностям, которые никогда не будут востребованы. Так что абитуриентам, выбравшим инженерный вуз, следует быть очень внимательными, чтобы не учиться зря.
Однако определенные тенденции на рынке труда все-таки существуют. Последнее социологическое исследование Высшей школы экономики (ВШЭ), во время которого были опрошены руководители и сотрудники 1500 вузов, техникумов и ПТУ во всех регионах России, позволяет определить некоторые характерные черты рынка современной подготовки специалистов с высшим образованием.
Выше конкурс!
Социологи обещают, что высшая школа начнет испытывать последствия снижения рождаемости приблизительно с 2005 года и переживет кризис около 2010 года. Но пока это только слова. Абитуриенты валом валят в вузы.
В 2003 году в 68% высших учебных заведений, по словам их руководителей, увеличился прием учащихся на первые курсы. Если верить ректорам, в 2003 году в каждом пятом российском вузе на один студенческий билет претендовали более четырех человек. А более 15% опрошенных ректоров в 2003 году уверенно (хотя, учитывая реальную демографическую ситуацию, безответственно) заявили, что конкурс в их альма-матер будет повышаться год от года.
Только 7% вузов и 9% средних профессиональных учебных заведений честно ответили, что у них вообще нет конкурса.
Следует критично отнестись к заявлениям о высоких конкурсах.
Упомянутый выше конкурс в четыре человека на место -это "средняя температура по больнице". Даже в одном вузе на разных факультетах конкурсы резко различаются - от 0,8-0,9 человека на место на факультеты, где изучают математику (исключение составляют мехматы престижных вузов), до 5-6 человек на экономику, иностранные языки и юриспруденцию.
Разумеется, за последние годы число поступающих в вузы увеличилось - открылись специальности повышенного спроса и платные отделения с льготным конкурсом, куда могут быть зачислены не очень прилежные учащиеся, которым раньше поступление в данный вуз было заказано.
Сегодня российские вузы используют практически каждую рыночную нишу, которая попадается им на глаза. Всем известен пример сельхозакадемий, которые готовят юристов и специалистов по гостиничному менеджменту. У этой вузовской всеядности наблюдаются и хорошие стороны: теперь альма-матер сами осваивают и предлагают населению новые формы образования. Например, 66% вузов (что самое интересное, даже 17% ПТУ и 35% техникумов) уже реализуют или собираются внедрить в ближайшем будущем программы дистанционного обучения.
Но действия новых, привлекательных для студентов программ и специальностей, как правило, не сопровождаются серьезным увеличением финансирования. Специальностей становится больше, их названия выглядят соблазнительно, однако бюджетный пирог остается прежним. Он режется на всех, только более тонкими ломтями.
Плата за обучение "коммерческих" студентов, как показало исследование ВШЭ 2003 года, взимается вузами в 60% случаев просто как покрытие издержек на обучение.
"Образовательные стратегии учреждений профессионального образования слишком оптимистичны и могут дорого обойтись коллективам учебных заведений уже в ближайшие годы, -заключают эксперты Высшей школы экономики. - Большинство учебных заведений активно открывают новые программы, закрывать же неэффективные программы планируют только 12% вузов и техникумов и 18% ПТУ и лицеев. Сохранение каждой программы стоит денег, и "размазывание" бюджета учебного заведения на слишком широкую палитру программ неизбежно приводит к их недофинансированию и падению качества всех программ".
Таким образом, абитуриент 2004 года должен проявить осторожность при выборе вуза. Ему не стоит доверять соблазнительным фразам ректоров и проректоров о высоком конкурсе и самых престижных специальностях в их высшем учебном заведении.
За праздничной трескотней может скрываться бедное финансирование. А еще хуже - наличие в вузе тьмы "платных" троечников, учиться рядом с которыми не всегда полезно и интересно.
История выходит в лидеры
В ходе социологического опроса выяснились предпочтения абитуриентов 2003 года. Тогда в вузах России самыми высокими (более 4 человек на место) оказались конкурсы на отделения философии, истории, политологии, биотехнологии и химических технологий, полиграфии и дизайна, геологии и разведки полезных ископаемых, энергетики, электротехники.
Со времен распада СССР специальность "история" не выходила в лидеры. Возможно, старшеклассники стали яснее сознавать, в какой стране они живут и к какой культуре принадлежат. Они пытаются идентифицировать себя с гражданами России, а не с безликими "гражданами СССР". В данном случае интерес к историческим знаниям можно объяснить только интересом к самой истории. Ведь на рынке труда реального спроса на обладателей дипломов историка не наблюдается. Не слышно, чтобы российского историка желала взять на работу какая-нибудь зарубежная компания.
Интересно, что экономика, менеджмент, логистика, статистика не набрали в 2003 году высоких показателей. Абитуриенты и их родители понимают: рынок перенасыщен выпускниками вузов с дипломами экономиста. В стране ежегодно выпускается 200-250 тысяч экономистов, среди которых, по оценкам экспертов, лишь малая часть получает хорошее образование (следовательно, может быть конкурентоспособна на рынке труда).
Сопоставив вузовские данные и сведения работодателей, эксперты пришли к выводу, что в ближайшие годы повысятся конкурсы на специальности, связанные с химическими технологиями и биотехнологиями.
Нельзя сказать, что на рынке наблюдается реальный и хорошо оплачиваемый спрос на специалистов с этими дипломами. Но родителям абитуриентов памятны случаи, когда зарубежные фирмы с мировым именем (начиная с производителей косметических средств и заканчивая нефтяными королями) охотно набирали в свои представительства выпускников престижных российских биофаков и химфаков. В дальнейшем выпускникам оплачивались зарубежные стажировки и обучение в аспирантурах крупнейших мировых бизнес-школ.
В 2004 году эксперты прогнозируют также рост абитуриентского интереса к специальностям "информатика" и "вычислительная техника", "технологии продовольственных товаров", "полиграфия и дизайн", "строительство и архитектура".
А вот интерес абитуриентов к специальности "технология потребительских товаров" за последние годы упал так резко, что руководители вузов - этот случай единственный - прогнозировали на ближайшие годы резкое сокращение конкурса. Оно и понятно: какому молодому специалисту охота связывать свою жизнь с лежащим в нокауте российским рынком потребительских товаров.
Интересно сравнить эти данные с итогами абитуриентской кампании 2002 года, когда наибольшей популярностью пользовались технические специальности: их выбрали 254,7 тыс. человек, 173,3 тысячи предпочли получать гуманитарное образование, 139,4 тысячи решили изучать экономические дисциплины, 49,3 тысячи абитуриентов отправились штудировать естественные науки, 32,3 тысячи -изучать сельское хозяйство, 31 тысяча решила посвятить себя медицине. Еще 15,8 тысячи российских абитуриентов поступили на специальности культуры.
Кто как трудоустроился
От 27% до 38% абитуриентов прошлого года назвали мотивом поступления в тот или иной вуз "целесообразность". Иначе говоря, возможность получить не столько хорошее образование, сколько высокооплачиваемую работу.
Кое-какую полезную информацию о востребованности той или иной профессии можно обнаружить, заглянув в статистику трудоустройства молодых специалистов в 2003 году.
Социологические опросы среди работодателей и анализ заключенных с предприятиями договоров позволили выделить специальности-лидеры по трудоустройству выпускников на 2003 год.
Для этого социологи проанализировали договоры с предприятиями, которые на постоянной основе заключают 50% вузов. 25% ректоров заключают договоры на поставку молодых специалистов периодически, остальные альма-матер никогда не предлагают предприятиям своих выпускников.
В пятерку ведущих специальностей на рынке труда прошлого года вошли: "информатика и вычислительная техника", "здравоохранение", "радио и телекоммуникации", "сети связи", "энергетика", "электротехника", "право".
Прогнозы на 2004 год поменяли лидера: по мнению экспертов, им станут специальности: "здравоохранение", "химические и биотехнологии", "полиграфия и дизайн", "машиностроение и металлообработка", "авиа- и ракетостроение" (специальность, которая не ходила в лидерах уже много лет).
Правда, абитуриентам 2004 года не стоит ломать голову над этим перечнем. Никто сегодня не может предугадать, какие специальности будут лидировать на рынке труда, когда нынешние первокурсники получат свои дипломы.
Половина абитуриентов набирается заранее
В 2003 году министр образования Владимир Филиппов объявил, что совмещенные экзамены (экзамены типа школа-вуз) в этом году будут запрещены. Исключение составят только выпускники школ, которые два года назад (при поступлении школьников в старшую школу) уже заключили такие договоры с вузами.
Однако исследование Высшей школы экономики показывает, что вряд ли руководители региональных высших учебных заведений (даже перед лицом министерского запрета) легко откажутся от практики заключения договоров со школами. Несмотря на то, что 40% вузов уже принимали в прошлом году сертификаты ЕГЭ, две трети российских вузов и треть ПТУ и техникумов по-прежнему заключали договоры со "своими" школами на поставку будущих студентов.
В 2004 году экзамены "школа-вуз" тоже будут проводиться на вполне официальной основе. Их смогут сдать ребята, которые в 2003 году учились в 10 классах школ, заранее заключивших договоры с вузами.
Поэтому тем, кто хочет успешно сдать вступительные экзамены в 2004 году, следует проверить, какие договоры и с какими школами заключены руководством выбранного вами вуза.
Иначе абитуриента при зачислении могут ожидать неприятные неожиданности.
Ведь в 2003 году, задолго до вступительных экзаменов, треть российских вузов уже зачислила на учебу более половины абитуриентов!
Мотивы поступления в вузы: интерес к профессии назвали 50% опрошенных, целесообразность - от 27 до 38%.
В ПТУ (11%) и в техникумы (22%) школьники идут для упрощенного поступления в вуз
***
После окончания вузов точно решили, что будут работать по специальности, около 30% студентов. В творческих вузах хотели бы работать по специальности 50% будущих выпускников
В 2003 году экономика, менеджмент, логистика, статистика не набрали высоких показателей
Прогнозы на 2004 год поменяли лидера: по мнению экспертов, им станут специальности: "здравоохранение", "химические и биотехнологии", "полиграфия и дизайн", "машиностроение и металлообработка", "авиа- и ракетостроение" (специальность, которая не ходила в лидерах уже много лет)
***
Только четверть будущих педагогов, обучающихся в вузах, высказали желание пойти работать в школу