Террористические акты в Испании, унесшие жизнь более двухсот человек, поставили перед украинским обществом в целом и властью в частности вопрос о цене присутствия в Ираке украинского контингента. Допуск к контрактам по восстановлению разрушенной войной и санкциями иракской экономики, возможность диверсифицировать источники энергоносителей - вот те аргументы, которыми представители администрации Президента, Совета национальной безопасности и обороны, Министерства иностранных дел и Минобороны весной прошлого года обосновывали перед украинскими гражданами необходимость присутствия в этой стране наших солдат. (Не упуская из виду, конечно, и то, что этот шаг способствовал бы нормализации украинско-американских отношений.) Ограниченный контингент из Украины находится в Ираке вот уже полгода. Но еще ни одна украинская компания так и не получила контракта.
Пока же Виктор Янукович говорит о том, что "был бы неискренним, ответив, будто доволен тем, что наши украинские ребята находятся сегодня в Ираке". Мы далеки от мысли, что эти слова - своеобразный шантаж со стороны украинского премьера по отношению к американским партнерам Киева, которые находятся в сложном положении после принятия новым премьер-министром Испании решения о выводе военных из Ирака до конца июня. Скорее Виктор Янукович в ставшей традиционной для него в последнее время эмоциональной манере выразил свое личное отношение.
Однако слова премьера как одного из трех должностных лиц страны, заявления которых в соответствии с международным правом воспринимаются в качестве официальной позиции государства, заслуживают внимания в любом случае.
Тем более что в день заявления Януковича официальный представитель МИДа Маркиян Лубкивский подчеркнул, что "в данное время вопрос относительно вывода украинского контингента из Ирака или ограничения его численности не стоит в повестке дня". Со своей стороны мы можем только посочувствовать западным и арабским дипломатам, теряющимся теперь в догадках, какова же в действительности официальная позиция Киева по вопросу участия в стабилизационных силах. И отметить, что уже не только по вопросу о ЕЭП члены украинского правительства позволяют себе публично "отклониться" от официальной линии и продемонстрировать общественности свое особое мнение.
Несогласованность же заявлений премьер-министра и официального представителя МИДа - безусловное свидетельство того, что сегодня даже в исполнительной власти нет единого мнения относительно дальнейшего пребывания в Ираке украинского контингента. Многие из них в глубине души против нахождения там наших солдат и ратуют за постепенное сокращение военного присутствия Украины в этой стране.
Виктору Януковичу, готовящемуся к предстоящим выборам, и вовсе не с руки, чтобы его потенциальные избиратели ассоциировали его имя с теми, кто принимал решение о вводе ограниченного контингента. И это тем более для него убийственно, если угроза террористических актов в Украине станет реальностью. Напомним, что 20 марта прошлого года Соединенные Штаты и Великобритания начали войну против саддамовского Ирака. И очевидно, что в этот день, равно как и 9 апреля, когда год назад пал Багдад, следует ожидать новых террористических актов в странах коалиции.
В этой ситуации Янукович-политик, несмотря на угрозу получить взбучку с Банковой, предпринял превентивные меры, публично дистанцируясь от официальной позиции Киева. Не случайно Янукович заметил, что его Партия регионов Украины будет рассматривать вопрос о пребывании украинского контингента в Ираке и выразит свою позицию. А то, что угроза террористических актов реально существует и осознается властью, свидетельствует комментарий украинского внешнеполитического ведомства. "Как активный участник и член международного сообщества мы должны быть готовыми и учитывать все риски, которые существуют в современном мире, в частности, совершения террористических актов", - констатирует Маркиян Лубкивский.
Сейчас, когда нельзя совершенно исключить возможность террористических актов в Украине, сторонники дальнейшего участия в стабилизационных силах ради укрепления своих позиций должны продемонстрировать общественности, что Киев получает экономические и политические дивиденды от дальнейшего пребывания военных в Ираке. Если таковых не будет в ближайшем будущем, то украинская власть оказывается перед дилеммой. Первое - уход из Ирака украинского контингента до 30 июня, используя стратегию выхода, гарантирующую минимальные военные и дипломатические потери. (Надеемся, что эта стратегия - не только ее военная составляющая - была все же разработана в МО и АП.) Либо - второе, - рискнув и сохранив военное присутствие в нестабильной стране, все же создать условия для получения украинскими компаниями контрактов.
Судя по заявлениям украинских дипломатов (дескать, вывод контингента может в определенной мере привести к дестабилизации ситуации в провинции Васит), официальный Киев склонен остановиться на втором варианте. Во всяком случае этого требуют интересы "украинско-американского стратегического партнерства", особенно актуального в преддверии президентских выборов и намерений Киева присоединиться к Плану действий относительно членства в НАТО.
Но похоже, что в этом случае АП как куратору внешнеполитического ведомства и МИДу как ответственному за продвижение украинских бизнес-структур в Ирак следует пересмотреть свою политику в этой стране. Потому как на сегодняшний день реализуемый официальным Киевом курс в Ираке выглядит, на наш взгляд, ошибочным. В соединении же с традиционными для отечественного бизнеса проблемами он может поставить крест на украинских планах в этой стране. Ведь в основе иракской политики Украины лежит принцип "минимум затрат". А в ситуации с Ираком это не проходит.
С момента принятия решения об отправке контингента Киев делал упор на открытии посольства в Багдаде. Дескать, дипломатическое представительство станет тем звеном, которое будет соединять наши интересы и возможности, а дипломаты будут содействовать украинским компаниям в борьбе за контракты. Полгода ушло на пробивание этой идеи. И вот в начале марта украинская дипломатическая миссия возобновила свою работу. Однако сомнительно, что в нынешних иракских условиях посольство действительно сможет эффективно содействовать предпринимателям, рискнувшим пойти в Ирак. А, значит, результативно выполнять задачи, поставленные Президентом перед украинской дипломатией.
Безусловно, иметь свое посольство в Ираке необходимо, тем более что многие страны коалиции располагают там своими дипломатическими представительствами: к концу прошлого года в Багдаде работало более тридцати миссий. (Впрочем, приезд украинских дипломатов совпал по времени со значительным сокращением штатов других посольств.) Необходимо учитывать, что в Багдаде, как и во всей стране, постоянно происходят террористические акты, вследствие чего дипломаты крайне редко выходят за пределы миссий, предпочитая находиться под охраной спецназовцев. Ведь даже украинский флаг на территории представительства пока не планируется поднимать из-за соображений безопасности. Очевидно, что запертые в четырех стенах посольства украинские дипломаты будут иметь весьма ограниченные возможности для того, чтобы лично мониторить ситуацию по контрактам и налаживать контакты с представителями коалиционной администрации и иракской власти.
Похоже, что, сконцентрировавшись на формировании политических предпосылок для работы компаний в Ираке, в Киеве упустили из внимания такой альтернативный элемент украинского присутствия в этой стране, как участие наших экспертов во Временной коалиционной администрации (Coalition Provision Authority) и ее региональных штаб-квартирах. Заметим, что эти учреждения не только содействуют возобновлению работы органов государственной власти, но также занимаются восстановлением гражданской инфраструктуры, что означает, среди прочего, подготовку и проведение тендеров. Наличие в этих офисах украинских экспертов позволило бы Киеву изнутри отслеживать ситуацию и получать достоверную информацию о том, за какие контракты имело бы смысл бороться нашим компаниям. Ведь в центральном офисе накапливается вся информация.
Летом прошлого года Украина как участница антисаддамовской коалиции получила в центральном офисе Временной коалиционной администрации в Багдаде квоту на троих специалистов в сфере нефтегазовой промышленности, коммуникаций и местного самоуправления. Украина отправила только одного из них - Сергея Ханенко, который должен был отвечать за топливно-энергетические вопросы и одновременно представлять правительство Украины в Ираке. К сожалению, он оказался первым и единственным украинским представителем во временной администрации: два других специалиста так и не отправились в Багдад. К тому же, оказавшись без реальной политической поддержки Киева, С.Ханенко стал обыкновенным клерком администрации, имея весьма опосредованное отношение к вопросам восстановления топливно-энергетического комплекса Ирака...
Признаем, что мы так и не сумели получить от украинских дипломатов вразумительный ответ на вопрос, почему в Ираке оказался только один представитель Украины. Ведь американцы неоднократно заявляли, что они крайне заинтересованы в интернационализации состава гражданских специалистов. Некоторые наши собеседники называли такие причины, как плохое знание английского языка кандидатов и отсутствие средств у министерств и ведомств на их содержание. Самое любопытное объяснение дал на одной из пресс-конференций Константин Грищенко. По его словам, временная администрация Ирака сворачивает свою деятельность, так как летом власть перейдет к местному правительству. "Сейчас не имеет смысла особенно настаивать на тех двух должностях, на которых люди просто не успеют войти в курс дела", - сказал глава внешнеполитического ведомства.
Однако в Киеве, похоже, упускают из виду, что переход власти в руки местного правительства вовсе не означает ликвидации временной коалиционной администрации как структуры. Она просто будет преобразована в другой совещательный орган, в котором эксперты сохранят свой статус. По типу аппарата советников в Демократической Республике Афганистан. Насколько известно, сейчас союзники проводят консультации по этому вопросу. Без участия украинцев.
Такой же казус, как и с центральным офисом временной коалиционной администрации, произошел и с участием украинских экспертов в региональных администрациях. Речь идет о региональной штаб-квартире коалиционной администрации "Центр-Юг", которая курирует шесть провинций, в том числе и Васит. Ее руководитель Майкл Гоффейлер еще осенью прошлого года через главный офис коалиционной администрации несколько раз обращался к правительству Украины, чтобы оно направило в Аль-Хиллу (административную столицу сектора "Центр-Юг") гражданских специалистов в сфере сельского хозяйства, мелиорации, энергетики, финансов, правопорядка, пограничных войск и т.д. Коалиция готова была обеспечить наших экспертов охраной и поставить на довольствие. С украинской стороны необходимо было только оплатить дорожные издержки, а также выплачивать зарплату сотрудникам регионального офиса. Видимо, последнее сыграло решающую роль. По нашей информации, г-н Гоффейлер до сих пор безуспешно ждет ответ на свой запрос от украинского правительства.Между тем присутствие украинских экспертов в Аль-Хилле позволило бы осуществить на региональном уровне экспертную оценку возможностей Украины по восстановлению экономики Ирака. Прежде всего это дало бы возможность определиться относительно направлений и масштабов проектов в регионе, объемов и источников финансирования, что позволило бы, в конечном счете, привлечь к тендерам украинские государственные и частные предприятия. К тому же не стоит упускать из виду, что региональная администрация имеет право самостоятельно реализовывать контракты на суммы до 200 тыс. долл.
Возможно, эти контракты на фоне тех, что получают американские нефтяные компании, выглядят незначительными. Однако это та ниша, которую украинские предприятия имеют более чем реальные шансы занять, а значит - заработать деньги. Наши польские союзники не гнушаются участвовать в тендерах на такие суммы. Например, одна польская фирма выиграла тендер на поставку оборудования для электростанции. Пусть сумма контракта невелика (в пределах 100-200 тыс. долл.), но ведь начало положено...
Кроме того, разработчики стратегии участия Украины в стабилизационных силах, сконцентрировавшись на военном аспекте, совсем упустили из виду цивильную составляющую нашего контингента. Речь идет о так называемых группах поддержки местных правительств (Government Support Team, GST). GST создаются странами, которые имеют в Ираке основные контингенты и являются своеобразным инструментом коалиционной администрации для реализации проектов по восстановлению страны. В частности, в зоне ответственности "Центр-Юг" такие группы имеют поляки и испанцы. Предлагали создать подобное и Украине. Однако в силу не понятных нам причин, при формировании украинского контингента, Киев так и не создал такую гражданскую структуру. И теперь вместо украинцев в провинции Васит работает польская группа.
Отметим, что GST, состоящие из гражданских экспертов, занимаются планированием проектов по реконструкции гражданской инфраструктуры провинции, подготовкой соответствующей документации, а также организацией и проведением тендеров. А это означает, что при наличии подобной группы в составе украинского контингента Украина получает приоритет в получении информации по проведению тендеров в провинции Васит.
Такие просчеты в иракской политике Украины существенно сужают перспективы украинских компаний. И эта политика Киева резко контрастирует с активностью Варшавы, не упускающей ни одной возможности, чтобы увеличить шансы польских компаний. Так, польское правительство назначило бывшего министра государственного имущества специальным послом в Вашингтоне. По словам посла Польши в Украине Марека Зюлковского, экс-министр лоббирует интересы польских фирм, налаживает контакты с американскими компаниями, которые ищут субподрядчиков для выполнения контрактов по восстановлению Ирака. Кроме того, во временной администрации на должности главного финансового администратора работает бывший польский вице-премьер Марек Белка.
Да, пока что польские компании не выиграли серьезных тендеров. Более того, польская компания Bumar проиграла американской NOUR контракт на поставки снаряжения иракской армии. Однако есть основания полагать, что настойчивость поляков со временем будет вознаграждена. И в этом контексте заслуживает внимания предложение поляков совместно выйти на рынок вооружения Ирака и разделить контракт стоимостью 800 млн. долларов на модернизацию танков Т-72 и поставку колесных бронированных машин иракской армии. Похоже, что у украинских компаний действительно больше шансов в Ираке, если они будут кооперироваться с польскими фирмами. С другой стороны, даже сотрудничество с поляками не поможет, если американцы будут иметь зуб на украинскую компанию. Как, например, в случае с "Нефтегаз Украины", руководство которой, по мнению Вашингтона, проводит непрозрачную политику в выборе партнеров...
Впрочем, все усилия украинской власти могут оказаться тщетными, если украинский бизнес, в лице его менеджмента, не сменит свой подход к Ираку на более агрессивный. Пока же можно говорить о том, что украинские предприниматели не до конца понимают механизмы и условия участия в восстановлении экономики Ирака. Наши собеседники отмечают, что предложения украинских компаний, принимающих участие в иракских тендерах, выгодно отличаются от прочих, когда речь заходит о соотношении цены и качества. Однако представители тендерных комитетов сразу же вычеркивают украинцев, когда узнают о том, что те готовы поставить необходимое оборудование или товары только через два месяца и при условии 100-процентной предоплаты. Как показал опыт, многие западные конкуренты украинцев выигрывают тендеры именно за счет логистики.
К тому же менеджеры украинских компаний должны больше внимания уделять открытию своих представительств в Ираке и соседних с ним странах. Безусловно, участие в конференциях, посвященных восстановлению Ирака, дело нужное, поскольку позволяет установить необходимые для работы связи. Как, например, в случае с проходящей в эти дни в Иордании выставкой Rebuilding Iraq. Однако даже самая представительная конференция и выставка не гарантируют контракты. Тем более что значительная часть подобных форумов проводится компаниями только для того, чтобы заработать на актуальной теме.
Как показывает опыт наших союзников, для того чтобы выиграть тендер, компаниям необходимо иметь свои представительства если не в Ираке, то хотя бы в соседних с ним странах - Иордании, Сирии, Саудовской Аравии. Сотрудники представительства могут оперативно отслеживать ситуацию и не зависеть от посредников. С другой стороны, украинским компаниям не стоит упускать из виду, что финансирование украинских сотрудников центрального и региональных офисов временной коалиционной администрации обеспечит им прямой доступ к оперативной информации по тендерам. Безусловно, эти меры связаны с немалыми финансовыми затратами. Но, поскупившись, украинские компании вообще могут остаться без контрактов.