"Роснефть" начинает реализацию нового экспортного маршрута
"Роснефть" продолжает развивать собственную инфраструктуру для увеличения экспорта в Западную Европу. Сегодня в Мурманске компания спустит на воду танкер-нефтехранилище "Белокаменка". Это позволит "Роснефти" создать транспортную схему, при помощи которой абсолютно все сырье "Северной нефти" (которая входит в структуру госкомпании) с апреля будет отправляться на экспорт. Через два-три года этим путем "Роснефть" собирается ежегодно экспортировать минимум 8-10 млн тонн сырья.
После того как "Роснефть" год назад приобрела "Северную нефть", госконцерну было необходимо решить проблему экспорта сырья с месторождений своей "дочки". Рассматривалось несколько вариантов. В частности, компания заявляла, что может присоединиться к проекту строительства трубопровода из Западной Сибири в Мурманск. Впрочем, перспективы этого проекта еще весьма туманны, и "Роснефть" уже успела отказаться от него. Кроме того, "Роснефть" обращалась в ЛУКОЙЛ с просьбой рассмотреть возможность ее участия в развитии терминала в Высоцке. Правда, никаких договоренностей так и не было достигнуто, и, как вчера заявили в ЛУКОЙЛе, сейчас эта тема уже не обсуждается.
Между тем добыча у "Северной нефти" увеличивается стахановскими темпами: в прошлом году она повысилась более чем на 55%, в этом запланирован аналогичный рост. В результате в 2005 году компания по плану должна производить 5 млн тонн нефти в год, а в 2007-м выйти на максимальный объем добычи - 6-6, 5 млн. По словам президента "Роснефти" Сергея Богданчикова, "эффективность проекта будет существенно повышена за счет 100-процентного экспорта, который начнется со второго квартала текущего года".
Согласно схеме экспорта, разработанной "Роснефтью", на отрезке нефтепровода Усинск-Ярославль будет сделана врезка в трубопровод в районе станции Приводино. Там нефть планируется переливать в цистерны и перевозить до Архангельска. Строительство нефтеналивной эстакады должно быть закончено в апреле. Затем сырье в Архангельском порту будет загружаться на малые танкеры (дедвейтом 70 тыс. тонн), поскольку крупные танкеры (на 100 тыс. тонн) не могут войти в этот порт, и поставляться на танкер-нефтехранилище "Белокаменка" вместимостью 360 тыс. тонн. После этого нефть можно перегружать на большие экспортные танкеры и экспортировать в порты Европы и Америки.
Как указывается в сообщении "Роснефти", для ввода в действие новой экспортной схемы компания проводит реконструкцию нефтеперевалочной базы в Архангельске. Сейчас ее мощность составляет 2, 5 млн тонн нефти в год. Вторая очередь аналогичной мощности будет введена в эксплуатацию в 2005 году. Планируется, что в 2004 году компания направит на экспорт через терминал не менее 2, 1 млн тонн нефти, добытой в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.
При этом накопитель "Белокаменка" будет переваливать не только нефть госкомпании. Как сообщили вчера в ЛУКОЙЛе, холдинг заключил с "Роснефтью" договор сроком действия до конца этого года, согласно которому он сможет экспортировать по такой же схеме с использованием "Белокаменки" до 1, 5 млн тонн своей нефти. В перспективе через танкер-накопитель будут осуществляться поставки нефти с Приразломного нефтяного месторождения (совместный проект "Роснефти" и "Газпрома"), расположенного на шельфе Баренцева моря. Также в нее будут интегрироваться поставки сырья с сибирских месторождений "Роснефти", в частности с Ванкорского блока (к 2005 году компания планирует нарастить ежегодную добычу нефти на Ванкоре до 1, 5 млн тонн, а к 2008-му - до 6 млн тонн).
Нефтетрейдеры с оптимизмом отнеслись к новости о пуске "Белокаменки". Как заявил агентству Reuters представитель крупной европейской компании, которая регулярно покупает нефть из портов региона Белого и Баренцева моря - Витино, Архангельска и Мурманска, - "накопитель значительно упростит логистику вывоза нефти". Поскольку крупный танкер не может войти ни в один из этих портов, ему приходилось долго стоять на рейде в ожидании, пока более мелкие суда загрузят его нефтью, что повышало стоимость экспорта.