Компания "Северсталь-Авто" намерена вложить от 70 до 150 млн долл. в создание на УАЗе нового автомобильного производства, которое будет выпускать только легковые автомобили
Вчера, 14 января, гендиректор "Северсталь-Авто" Вадим Швецов объявил о намерении компании во втором полугодии 2004 г. приступить к созданию на территории Ульяновского автозавода нового автомобильного производства. Новый автозавод будет осуществлять полную сборку (сварка, сборка, окраска, логистический центр) автомобилей УАЗ и, возможно, некоторых иномарок. В создание мощностей по производству 50 тыс. автомобилей в год планируется вложить от 70 до 150 млн долл., значительная часть которых будет привлечена в результате допэмиссии акций "Северсталь-Авто". Эксперты и аналитики скептически оценили намерения Вадима Швецова как по созданию нового производства, так и по привлечению к его реализации в качестве партнера какой-либо иностранной компании. Возможно, что таким "чудным" способом "Северсталь-Авто" просто собирается модернизировать Ульяновский автозавод и увеличить в структуре его выпуска долю легковых автомобилей.
ОАО "Северсталь-Авто" - автомобильный дивизион "Северсталь-Групп", холдинговая компания, владеющая пакетами акций ОАО "Ульяновский автомобильный завод" (УАЗ, 66, 1% УК) и ОАО "Заволжский моторный завод" (ЗМЗ, 65, 3% УК). Компания создана в 2002 г. в рамках реструктуризации активов ОАО "Северсталь". По итогам 2003 г. консолидированная выручка "Северсталь-Авто" по российским стандартам бухгалтерского учета возросла на 35%, до 19, 1 млрд руб., чистая прибыль - в 2, 2 раза, до 886 млн руб. В прошлом году УАЗ увеличил продажи автомобилей на 8, 3%, до78, 5 тыс. шт. ЗМЗ реализовал 286, 9 тыс. двигателей, что на 14, 7% больше, чем в 2002 г. Вчера на пресс-конференции, посвященной итогам 2003 г., гендиректор "Северсталь-Авто" Вадим Швецов объявил журналистам, что во втором полугодии 2004 г. компания намерена приступить к строительству второго автозавода в Ульяновске. Для этого 27 февраля акционеры "Северсталь-Авто" примут решение об увеличении уставного капитала общества на 35%. Привлеченные средства (около 1, 5 млрд руб.) будут направлены на финансирование инвестиционных программ, в том числе и на строительство нового автозавода в Ульяновске. Как пояснила RBC daily директор по внешним связям "Северсталь-Авто" Зоя Каика, новое производство будет размещено на существующей производственной площадке УАЗа. "Планируется создать новые производства по сборке, сварке и покраске около 50 тыс. автомобилей ежегодно, - рассказала г-жа Каика. - Предварительный объем инвестиций в реализацию проекта составит около 70 млн долл.". По ее словам, сейчас "Северсталь-Авто" ведет переговоры с рядом иностранных компаний, которые могут принять участие в софинансировании проекта. Тогда с конвейера нового автозавода будут сходить не только новые УАЗ-3163, но и, возможно, иномарки. Названия предполагаемых компаний-партнеров Зоя Каика сообщить отказалась.
Опрошенные RBC daily аналитики оценили планы "Северсталь-Авто" по созданию нового автопроизводства как "очень смелые" и одновременно как "несколько странные". "Для запуска с нуля новой западной модели инвестиции в 70 млн долл., конечно, малы, - заявил RBC daily аналитик ИК "Проспект" Николай Иванов. - Ford Motor Company, например, вложила в создание производства во Всеволожске 150 млн долл. под выпуск 25 тыс. машин в год, а "АвтоВАЗ" для запуска в серийное производство автомобиля "Калина" потратил несколько сотен миллионов долларов". В "Северсталь-Авто" незначительный объем инвестиций объясняют тем, что новое производство будет использовать существующую инфраструктуру ульяновского автозавода (энергетику, здания и пр.), что существенно сокращает объем инвестиций. Николай Иванов также высказал сомнение в целесообразности создания нового автомобильного производства, на котором будут производиться фактически те же уазики. "Стоит ли затевать новый проект, если у "Северсталь-Авто" нет принципиально новых моделей, для которых потребовалось бы существенное изменение технологии производства?" - задается вопросом аналитик.
Сергей Суверов из Банка ЗЕНИТ настроен более оптимистично. "Проект, несомненно, перспективный, и если "Северсталь-Авто" предложит рынку качественную продукцию, то новое производство ждет успех", - заявил он RBC daily. По его словам, наличие протекционистских мер, существующих для автомобильной промышленности в России, будет стимулировать альянс "Северсталь-Авто" с каким-нибудь иностранным партнером. "Иностранному партнеру будет выгодно партнерство с "Северсталь-Авто" еще и потому, что компания имеет гарантированные поставки металла и сильное политическое прикрытие, что гарантирует защиту от административного произвола, - продолжает Сергей Суверов. - Успех сборочного производства Ford Motor показывает, насколько высок спрос на качественную и недорогую технику в России".
Между тем создание компанией "Северсталь-Авто" в Ульяновске второго автозавода указывает и на то, что ей так и не удалось переориентировать производственные мощности существующего предприятия на выпуск гражданской продукции. Проектная мощность УАЗа составляет около 120 тыс. автомобилей в год, включая грузовики и автобусы малого класса. Причем в советские времена их выпуск занимал более значительную долю в объемах производства, нежели сейчас. "Вполне вероятно, что новые собственники хотят сделать акцент на выпуске именно легковых автомобилей, поэтому им выгоднее возводить новые площадки, чем тратиться на утилизацию и реконструкцию имеющихся мощностей, - предполагает Николай Иванов. - Кроме того, все предыдущие попытки собственников УАЗа (в том числе и "Северсталь-Авто") заинтересовать иностранных инвесторов действующими мощностями завода не увенчались успехом".
Отдел компаний.