Платежи. Таможенные карты, несмотря на все их преимущества, пока не пользуются спросом. Причина - высокие тарифы и нежелание участников внешнеэкономической деятельности легализировать свой бизнес.
Таможенные карты эмитируют свыше 50 московских и региональных банков, вступивших в одноименную платежную систему. Пользуются такими пластиками участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможенные брокеры. Обычно банки предоставляют четыре категории ТК (Росбанк -только одну), одинаковые по внешнему виду, но отличающиеся размером комиссионных, взимаемых кредитным учреждением. Оно само устанавливает стоимость каждой операции, а также минимальный ежемесячный объем комиссионных. Кроме того, банки могут установить и размер неснижаемого остатка, который должен храниться на ТК каждый месяц.
Чтобы выбрать нужную категорию карты, клиенту необходимо определить, насколько интенсивно он перечисляет таможенные платежи. Если у компании большие объемы операций, то ей следует выбрать карту категории А. Если же она только планирует заняться ВЭД и пока не знает, как часто будут перечисляться таможенные платежи, то следует выбрать пластик категории D. Клиент всегда может перейти из одной категории в другую, а также заблокировать карту, если его деятельность носит сезонный характер - в этом случае он избегает необходимости платить комиссионные за обслуживание карты, которая не используется. Операция блокировки платная, однако это обходится гораздо дешевле, чем уплачивать "лишние" комиссионные. Ежемесячно банки начисляют проценты по остаткам на счетах, а некоторые из них выпускают кредитные ТК Таким образом, когда на счете ТК деньги заканчиваются, клиент может оплатить таможенные сборы заемными средствами.
Дорогое удовольствие. Несмотря на все преимущества, ТК является далеко не самым востребованным банковским продуктом: за три года кредитными институтами было выдано порядка 2 тыс. карт и сейчас по ним проходит лишь 5 -10% всех таможенных платежей. Основная причина непопулярности карт - их дороговизна. Так, выпуск и годовое обслуживание пластика могут составлять 150-60, сумма комиссий - от $40 в месяц, а по картам, рассчитанным на большой объем операций, - от $ 1100. К основной ТК можно выпустить дополнительную, например для таможенного брокера, который имеет право оплачивать сборы от имени клиента. Дополнительная карта стоит от $30. Из-за дороговизны ТК пользуются только те участники ВЭД, для которых характерен интенсивный поток сделок (например, регулярные поставки по крупному контракту), так как в этом случае возможные потери без использования ТК превышают затраты по банковским комиссионным. Компаниям же, чьи импортные поставки не столь часты, нет смысла обзаводиться ТК. "Из-за высоких тарифов таможенные карты сейчас в основном ориентированы на крупных корпоративных клиентов, - поясняет главный специалист аналитического управления "Автобанка-Никойл" Елена Корнева. - Предприятиям малого бизнеса она интересна в гораздо меньшей степени". Еще меньшим спросом ТК пользуется у частных лиц, так как сейчас такие услуги физлицам предлагают только три кредитных учреждения: Гута-банк, "Автобанк-Никойл" и Оргрэсбанк. Вместе с тем ТК могла бы быть интересна населению, например, в случае необходимости "растаможки" пригнанного из-за рубежа автомобиля, для оплаты курьерской доставки или товара, купленного через каталог. "Однако помимо высоких тарифов граждан, как, впрочем, и предприятия малого бизнеса, отпугивают информационные возможности карты, позволяющие учитывать данные об участии во внешнеэкономической деятельности", - пояснила Елена Корнева. В самом деле многие заграничные товары поступают в Россию контрабандным путем, без уплаты положенных сборов, так что предпринимателям, которые на этом специализируются, нет никакого резона приобретать ТК Ведь все операции по ней проходят через банк, вследствие чего информация о сделках становится доступной фискальным органам. Что же касается не столь высокой распространенности ТК среди активных импортеров, то большая часть их операций проходит через таможенных брокеров, которые проводят платежи через компании-однодневки, позволяющие минимизировать отчисления в бюджет налогов и сборов. Кроме того, многие предприятия не желают менять традиционную наличную схему расчетов с таможней. Сдерживает распространение таможенных карт и тот факт, что региональные филиалы центральных банков выдают ТК через московские офисы, что приводит к удорожанию услуги и увеличению срока выдачи таможенной карты за счет доставки: от стандартных трех-пяти рабочих дней в Москве до полутора-трех недель в регионах.
Прогнозы не оправдались. Предполагалось, что новая редакция Таможенного кодекса, вступившая в силу в январе этого года, увеличит интерес к ТК, поскольку документ предусматривает либерализацию процедуры таможенного оформления, призванную снизить объем контрабанды. Кроме того, по новым правилам таможенные брокеры, которые хотят попасть в реестр ГТК, обязаны предоставить обеспечение для уплаты таможенных платежей в размере не менее 50 млн рублей. Эти средства должны выводиться из оборота компании и находиться на счетах ГТК. В этих случаях система "Таможенная карта" была готова выступать поручителем за брокеров, что могло бы позволить им работать без излишнего отвлечения собственных средств, а контроль за достаточностью обеспечения мог бы вестись с помощью карт. Однако, по словам банкиров, ожидания учредителей системы не оправдались - резкого интереса к ТК по-прежнему не наблюдается. "Не могу сказать, что принятие нового кодекса как-то принципиально отразилось на востребованности ТК, - соглашается зампред Оргрэсбанка Алексей Волков. - Прежде всего карта - это технологический продукт, призванный упростить взаимоотношения участников ВЭД, а на идеологию таможенных процедур он не влияет". Однако в перспективе, считают банкиры, можно ожидать увеличения спроса на ТК. Начальник управления банковских технологий банка "Агропромкредит" Эрнст Мальцев поясняет, что с вступлением в силу нового кодекса четко отлажен механизм провоза через границу аудио- и видеопродукции, движение которой на территории России теперь легко отследить. Таким образом, более жесткие требования к таможенным процедурам, борьба с контрафактной продукцией внутри страны увеличат "белый поток" через таможню, а значит, и количество используемых ТК Кроме того, по словам банкиров, для роста популярности карт необходимо расширить инфраструктуру по обслуживанию карт. Сейчас не все таможенные посты даже в Московском регионе оснащены терминалами для приема карт - всего их установлено около 300. "Программа развивается довольно динамично и совершенствуется, поэтому можно надеяться, что скоро все недоработки будут устранены, тем более что система уже работает во всех важнейших точках таможенного оформления по России", - подытожила председатель правления банка "Олимпийский" Светлана Герасимова.
***
Что дает таможенная карта
Таможенные сборы можно платить наличными, но не более 60 тыс. рублей за одну сделку (требование ЦБ). Безналичным путем можно отправлять платеж за несколько дней до принятия таможенниками грузовой таможенной декларации (ГТД) или перечислять авансовый платеж в счет будущих поставок (то есть задолго до прихода товара на границу). Оба эти способа тоже имеют недостатки. В первом случае деньги реально попадают на счет таможни через 2-3 дня, а то и через неделю, а до их поступления на счет Государственного таможенного комитета (ГТК) расчеты считаются незаконченными, то есть распоряжаться товаром нельзя. При авансовых платежах деньги выводятся из оборота предприятия на длительный срок. Использование ТК позволяет избежать этих недостатков: владелец ТК переводит на карточный счет в банке-эмитенте необходимые средства, а при прохождении товара через границу делает все необходимые платежи прямо на таможенном посту одновременно с подачей ГТД. Транзакции по ТК совершаются на специализированных электронных терминалах таможенниками. Удобство состоит в том, что все платежи проходят в режиме реального времени, причем для этого не требуется держать при себе наличные или ездить в банк или офис компании, где установлена система "Банк-клиент", позволяющая клиенту дистанционно управлять своим банковским счетом.
***
"Пластик" для таможни
Впервые таможенные карты появились в 2001 году по инициативе Национальной ассоциации таможенных брокеров (НАТБ). Сам продукт представляет собой обычные локальные пластиковые карты. Они служат для уплаты таможенных платежей, пеней и штрафов, которые перечисляют в бюджет участники ВЭД и таможенные брокеры. Преимущества ТК для таможенных брокеров состоят в том, что со своего карточного счета брокер может перечислить платежи за любого участника ВЭД, с которым у него имеется договор на обслуживание. Кроме того, брокеры и участники ВЭД могут все платежи перечислять в рублях, в то время как без ТК некоторые обязательные платежи, например дополнительные таможенные сборы, необходимо оплачивать в валюте.
***
КОММЕНТАРИИ
Андрей Хлус, гендиректор компании "Логистик менеджмент":
- Система электронных расчетов "Таможенная карта" является, безусловно, прогрессивной и весьма эффективной. Но я бы выделил три причины ее медленного развития. Первая - низкая развитость карточных расчетов в бизнесе. Вторая - ограниченность таможен, оборудованных терминалами. Правда, их установка определяется спросом на эту услугу со стороны участников ВЭД и, судя по Москве и Московской области, ГТК старается соответствовать активности участников. И третье - субъективное недоверие к инновациям, продвигаемым ГТК. Поскольку в продвижении этой системы существенную роль сыграл именно ГТК, некоторые импортеры необоснованно ассоциируют ее с системой авансовых таможенных платежей, а также опасаются сбоев оборудования и всей обеспечивающей платежи системы. Однако в последнее время влияние этих факторов значительно сокращается и система динамично развивается и совершенствуется. Распространение лучших практик в логистическом сообществе и принципиально добровольный (коммерческий) характер применения системы "Таможенная карта" неизбежно приведут к ее более интенсивному развитию.
***
Дмитрий Лагунов, начальник управления пластиковых карт банка "Возрождение":
- ТК как банковский продукт еще недостаточно востребован на рынке, услуга только развивается. Клиенты пока еще не поняли преимущества использования карт, таких как оперативность и значительное упрощение расчетов, отсутствие привязки к определенной таможне, возможность уплатить таможенные платежи как в рублях, так и в валюте, невозможность потери совершенного платежа, отсутствие необходимости в авансовых платежах и последующем перерасчете перечисленных сумм. Но в услуге заинтересованы клиенты с постоянными значительными таможенными платежами. Банку достаточно иметь двух-трех крупных клиентов, чтобы окупить свои затраты и начать зарабатывать на предоставлении данной услуги.
***
Юрий Татаринов, заместитель директора департамента пластиковых карт БИН-банка:
- Конечно, если сравнивать такие продукты, как таможенные карты и международные банковские карты, можно сделать вывод, что ТК - не самый востребованный продукт. В то же время определенная категория клиентов - те, в чьи интересы входят внешнеторговые операции, - использует ТК в комплексе с другими услугами банка. Их интересы мы не можем не учитывать. Что касается частных лиц, нормативная база не исключает возможности использования ими таможенных карт, но ввиду отсутствия интереса к этому продукту со стороны частных клиентов технология работы рассчитана на корпоративную клиентуру. И хотя принятие нового Таможенного кодекса практически не отразилось на динамике продаж таможенных карт, в последнее время отмечается рост их популярности в регионах.
***
Игорь Зотиков, замначальника управления сопровождения банковских карт Росбанка:
- Говоря о таможенных картах и их востребованности, не следует забывать о том, что таможенная карта - это достаточно специфический и узкоспециализированный продукт. Данная карта может применяться только для уплаты пошлин и иных обязательных платежей при таможенном оформлении грузов, а также служит в качестве инструмента для резервирования сумм, необходимых при работе с подакцизными товарами. Сегодня ведется работа по расширению функциональности карты: например, она сможет служить средством идентификации плательщика - участника ВЭД. Среди основных причин, мешающих более активному распространению карт, можно назвать низкую информированность потенциальных клиентов о преимуществах, предоставляемых ТК, а также, к сожалению, известное нежелание некоторых участников ВЭД проводить таможенное оформление грузов в строгом соответствии с действующим законодательством, как это происходит в случае использования таможенных карт.
***
ИЗ-ЗА ВЫСОКИХ ТАРИФОВ ТК В ОСНОВНОМ ПОЛЬЗУЮТСЯ КРУПНЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ КЛИЕНТЫ
***
МНОГИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕ ЖЕЛАЮТ МЕНЯТЬ ТРАДИЦИОННУЮ СХЕМУ РАСЧЕТОВ С ТАМОЖНЕЙ