В Санкт-Петербурге завершилась научно-практическая конференция "История создания службы военных сообщений. Первый директор военных сообщений большой действующей армии генерал-майор Ивашев Петр Никифорович, его роль в войне 1812 года и становлении службы военных сообщений".
Конференция эта, которую скорее можно назвать первыми "Ивашевскими чтениями", состоялась в Военно-транспортном университете Железнодорожных войск РФ. Инициатором ее проведения выступил выпускник этого университета (в те годы - Ленинградского ордена Ленина Краснознаменного училища военных сообщений имени Фрунзе) министр транспорта России Игорь Левитин. Кстати, он первый во всей российской истории инженер военных сообщений, занявший столь высокий государственный пост.
Дата проведения конференции была выбрана не случайно. 190 лет назад, в мае 1814 года, поверженная наполеоновская Франция подписала с Россией договор о том, что остается в своих довоенных границах. Русский поход непобедимого Наполеона, положившего к своим ногам полмира, закончился выстуженной Смоленской дорогой, по которой брели, умирая от голода, холода и партизанских атак, остатки наполеоновской гвардии. Там, где отступали эти бравые вояки, не было ничего - ни мостов, ни переправ, ни запасов продовольствия, ни стен, ни крыш...
Российский Главный штаб прекрасно разбирался в военной тактике противника. Наши военные специалисты отслеживали все походы "маленького Императора" и знали, какое значение в победах Наполеона имеет хорошо налаженная система военных сообщений. Недаром одним из любимых изречений Наполеона была фраза "Тайна войны заключается в тайне сообщений".
А значит, нужно было обратить преимущество врага в его же недостаток. То есть создать такую службу военных сообщений в Российской армии, которая могла бы успешно противостоять армии наполеоновской. Последующие события подтвердили, что эта задача была блестяще выполнена.
Петр Никифорович Ивашев родился 7 апреля 1767 года в Симбирске. Восемь поколений его династии были военными и служили России от Бориса Годунова до Петра Первого. Петр Ивашев прошел весь путь в Российской армии, от сержанта Преображенского полка до генерал-майора. В 1790 году он, уже в офицерском чине, участвует в битве за Измаил. После знаменитых Суворовских походов инженер Ивашев принимает участие в строительстве крепостей, в частности, крепости у города Одесса.
В 1812 году Петр Никифорович -уже генерал-майор, опытнейший военный и инженер. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно ему приказом фельдмаршала Кутузова было поручено 9 июля 1812 года возглавить недавно созданную службу военных сообщений Российской армии. В его распоряжение придаются две бригады военного отделения Корпуса путей сообщения, пять "пионерных рот и одна минерная". Кроме того, по приказу Главнокомандующего в распоряжение Ивашева в конце 1812 года поступает и морской гвардейский экипаж.
Ивашев принимал участие во всех значимых операциях русской армии.
Его роль в победе России над Наполеоном была по достоинству оценена современниками и потомками. Вот, например, что писал о нем другой ветеран войны 1812-го граф генерал-адъютант Петр Коновицын: "...армия (своей победой. - Д.Г.) обязана была во многих случаях неусыпным его стараниям и постройке разных для ее переправ и проложения дорог по местам крайне трудным, так что ни малейшей нигде остановки не было, за что от... фельдмаршала неоднократно получал изустную благодарность". Согласитесь, современным военным инженерам путей сообщения есть на кого равняться и к чему стремиться. Такая оценка работы в военных условиях дорогого стоит.
Впрочем, на научно-практической конференции в Санкт-Петербурге немало говорилось и о дне сегодняшнем. На слушателей большое впечатление произвел доклад начальника военно-научного отдела Центрального управления военных сообщений МО РФ, доктора технических наук, профессора Александра Кириченко.
Опираясь на исторические факты, ученый доказал, что отнюдь не американцы, как они сами утверждают, являются авторами логистики и организации перевозок различными видами транспорта. Логистические методы оптимизации взаимодействия всех видов транспорта широко использовались еще князем Игорем во время его похода на Византию в 941 году и еще более широко - во время Казанских походов Ивана Грозного. А американское ноу-хау - это не более чем переводы малоизвестных в мире работ наших же российских специалистов. Так что еще в позапрошлом тысячелетии в России зарождалась современная логистика. Причем именно в сфере военных сообщений.
- Очень хочется надеяться на то, что эта конференция первая, но не последняя, что "Ивашевские чтения" и научно-практические конференции в области военных сообщений станут постоянным явлением, - сказал один из ее организаторов и участников генерал-майор в отставке Виктор Громов. - Это действительно необходимо нашим будущим офицерам, которые сейчас сидят в зале. Они обязательно должны знать о тех, кто служил России. Как Петр Ивашев. Знать и равняться на них.
Санкт-Петербург.
***
Была поставлена задача создать такую службу военных сообщений в Российской армии, которая могла бы успешно противостоять армии наполеоновской.