На научной конференции "Возвращение на Луну-V", проходившей в Лас-Вегасе, американцы представили, по их мнению, экстраординарный проект. Для полетов на естественный спутник Земли предлагается использовать российские "Союзы" - те самые, которые сейчас работают спасательной шлюпкой на Международной космической станции. Ученые прониклись идеей - все просто, относительно недорого, но осуществимо ли?
Использовать "Союзы" не только для доставки экипажей на космическую станцию конструкторы российской космической корпорации "Энергия" предлагали еще во времена обсуждения судьбы "Мира". Тогда даже придумали проект космического отеля, составленного из двух кораблей и специального жилого модуля, - туристам-экстремалам бы понравилось. Проговаривалась и возможность облета "Союзами" Луны. Но наши ученые подумали, посчитали и в конце концов решили все силы бросить на разработку корабля нового поколения - "Клипер", он похож на утюг без ручки.
А вот американцы довели идею до уровня реального проекта. Тем более что для полета на Марс им, возможно, потребуется база на Луне. Директор компании Constellation Services International Дэвид Эндерман сделал на конференции доклад, на котором представил проект "Лунный экспресс".
Основная идея проста до гениальности: "Союз", который везет с Международной космической станции отработавший свою вахту экипаж, вместо того чтобы, отстыковавшись, вернуться на Землю, берет курс в противоположном направлении - на Луну. Для этого к нему присоединяется новый модуль - "модуль логистики", который выводится на орбиту дополнительной ракетой. В модуле имеется все, что необходимо для круиза к Луне: топливо, запасы воды и продукты, дополнительная система навигации и вещи, которые может пожелать заказчик - состоятельный любитель острых ощущений. Займет поездка шесть дней. Подлетели, посмотрели на обратную сторону Луны, разглядели в телескоп железки, брошенные на спутнике американцами, и домой.
"Союзы" есть. Задержать их возвращение к Земле на шесть дней вполне реально. Дополнительный модуль собрать тоже достаточно просто. Проблема в финансировании. По оценкам наших специалистов, лунная экспедиция для богатенького экстремала может обойтись примерно в 100 миллионов долларов. Не так уж и много, если учесть, что находятся туристы, выкладывающие по 20 миллионов за восьмидневный полет на МКС.
Тем более что подобный подход, по мнению Дэвида Эндермана, мог бы использоваться и для грузового корабля "Прогресс": отработавшие свое корабли вместо сжигания в атмосфере можно было бы состыковывать вместе, создав некий пункт организации окололунных миссий.
Проект вполне реален. Если будут деньги, и "Союзы" "дальнего действия", и даже "модули логистики" вполне возможно построить в течение 2 - 3 лет, а к 2010 году - наладить регулярные круизы Земля - Луна.
Разумеется, все это пока теория, никаких модулей логистики не существует. Однако некоторые эксперты заинтересовались идеей и начали ее обсуждение.
Но все же есть одно "но". Любой "Союз", привозящий на МКС новый экипаж, не возвращается пустым - он нужен для возврата старого экипажа станции домой. Так что у Дэвида Эндермана продумано явно не все.