Очередная концепция развития Петербурга была представлена на прошлой неделе в информационном агентстве "Интерфакс". Автор - Илья Баскин, предприниматель, известный общественности как инициатор строительства порта в Усть-Луге. Ныне он возглавляет Совет Ленинградского областного отделения одной из российских партий.
Документ называется длинно, но незатейливо: "Концепция выноса объектов железнодорожного транспорта за пределы Санкт-Петербурга и освобождения промышленных территорий с перемещением их в Ленинградскую область". Идея не нова. Еще мэр Петербурга пытался построить городскую инфраструктуру примерно по этой же схеме. Однако не преуспел: даже солидные западные инвесторы приходили в ужас, услышав требуемые суммы из уст Анатолия Александровича. Возродившаяся концепция и ныне стоит недешево - 1 млрд долларов. Илья Баскин уверен, что окупится эта сумма довольно быстро. Хотя бы потому, что проект освободит более 5,6 тыс. гектаров дорогостоящей "сортировочной" территории и 2,5 тыс. гектаров исторического центра. И "повысит уровень жизни петербуржцев в четыре раза"...
По словам Баскина, концепция возникла в 1998 году в связи со строительством порта в Усть-Луге. Стало ясно, что местоположение Московской сортировочной станции и схема организации перевозок экономически неэффективны. Наследие советских времен - все транспортные потоки сортируются в Петербурге. Даже абсолютным профанам в логистике и экономике понятно, что питерское звено необходимо исключить. Но сделать это непросто...
Промышленные территории в центре и на юго-западе города надо убрать. Железнодорожные пути вынести за пределы Петербурга. В их створе построить монорельсовую дорогу. Сортировочные станции создать в Гатчине и Мге. Структуры правительства России (предполагается, что они все-таки появятся в северной столице) переместить в район Московского вокзала. Поезда принимать на вокзалах по тоннелям подземной железной дороги. Объекты Олимпийских игр 2012 года (предполагается, что МОК отдаст предпочтение Москве, а наш комитет договорится параллельно проводить игры в Петербурге) построить вблизи исторического центра города с последующей передачей олимпийской деревни в жилой фонд.
Когда завершат дамбу, морской порт не сможет принимать суда большой мощности. Поэтому порта в Петербурге не будет. Его должна заменить промышленно-торговая портовая зона "Новый Роттердам", построенная в районе Усть-Луги. На месте нынешнего МПК появится международный морской порт, способствующий развитию туризма.
В общем, планы устрашающе грандиозные и вряд ли выполнимые в ближайшие полвека. Но это не смущает родителя концепции:
- Такие вещи сразу пугают обывателя. По поводу Усть-Луги пресса тоже кричала, что это афера и блеф, однако порт построили и он функционирует.
Несмотря на такой оптимизм концепция представляется донельзя политизированной и преследующей вполне конкретные цели. Помнится, чем больше Остап Бендер хотел кушать, тем живописнее расписывал одноглазым любителям шахмат планы по превращению затрапезных Васюков в межгалактическую столицу. Кстати, на пресс-конференцию вместе с Басковым пришла и Ирина Томасон - председатель правления московского Мерит-банка. В декабре она безуспешно баллотировалась в депутаты Госдумы по Всеволожскому округу. Ныне Томасон, по всей видимости, является "финансовым куратором" проекта. По ее словам, согласны помочь в осуществлении первоначальных этапов московские Мерит-банк, РосЕвроБанк, СДМ-банк и другие. Есть и ряд инвестиционных компаний, заинтересованных в проекте. Назвать их инициаторы обустройства Петербурга отказались. Может, это и правильно. В свете последних судебно-экономических решений не инвесторы решают, чему быть и чего миновать.
- Единственная организация, которая может помочь осуществить этот проект, - Управление делами президента. Концепцию можно реализовать только в случае объединения Петербурга и Ленинградской области. Думаю, в течение двух лет это произойдет. Надо понять, что мы обречены что-то делать, - заявил Баскин.
А пока он намерен в начале февраля обсудить свою концепцию "с крупными финансистами страны". С проектом также ознакомят руководителей города и Октябрьской железной дороги. Последние вряд ли придут от него в восторг...