Литва, похоже, все больше свыкается с ролью государства, заметного далеко за пределами своего региона. Соответственно и планы, рождающиеся ныне на территории самой большой из стран Балтии, нередко поражают воображение. Одним из них может стать проект диполиса Вильнюс-Каунас, осуществление которого до 2020 года, по предварительным оценкам, обойдется примерно в 5 млрд. литов.
Под диполисом в данном случае подразумевается "слияние" двух крупнейших городов Литвы, находящихся на расстоянии 100 км друг от друга. Подобный альянс в первую очередь ставит своей целью привлечение финансирования из структурных фондов Евросоюза, однако попутно Вильнюс-Каунас не прочь стать стратегически важным центром Европейского союза с получением статуса EuroCity.
Главный инициатор данного проекта, мэр Вильнюса Артурас Зуокас доказывает своим оппонентам, что диполису с населением в 1,1 млн. человек и производящему более половины ВВП страны будет легче привлекать деньги, чем Вильнюсу и Каунасу по отдельности, с их 650 тыс. и 450 тыс. горожан соответственно. Противники идеи упирают на то, что две шестеренки, выступающие в качестве символа будущего объединения, будут крутиться только в одну сторону - на пользу литовской столицы. Заводы - Каунасу, управление и средства - Вильнюсу.
Тем не менее самоуправления обоих городов одобрили все же задумку, в конечном документе которой прописаны 115 отдельных проектов. В стратегии выделены три основные области сотрудничества: транспортное сообщение, экономика и туризм.
Транспорт не зря в этом списке занял первое место: планируется провести реконструкцию автомагистрали Вильнюс - Каунас, что позволит увеличить скорость движения до 130 км/час, а также улучшить другие важные для обоих городов дороги. Предусмотрено модернизировать железнодорожное сообщение так, чтобы поезда могли двигаться со скоростью 160 км/час. Плюс от Каунаса проляжет европейская колея до Польши, где составы будут мчаться с аналогичной скоростью. Возобновится речное судоходство, активизируется деятельность аэропортов. Ожидается также улучшение инфраструктуры городов и международного транзита грузового и пассажирского транспорта, создание центров логистики.
Остальные направления выглядят не так впечатляюще. В области экономики предполагается совместными усилиями улучшить предпринимательскую среду, содействовать привлечению инвестиций, создавать единые информационные и консультационные системы для бизнеса. В области туризма планируется участие в международных выставках, выпуск изданий для путешественников, создание проектов по поощрению туризма, в том числе и крупного международного центра досуга в городе Электренай, известного сегодня разве что своей электростанцией и ледовой ареной единственной до недавнего времени хоккейной команды страны.