Глава российского погранконтроля Александр Шайкин рассказывает о противостоянии "зеленых фуражек" различного рода экспансии на границе
Одной из важнейших составляющих охраны государственной границы России является Пограничный контроль. Об особенностях нынешнего положения дел в данной сфере обеспечения безопасности государства "НВО" рассказывает начальник Управления пограничного контроля (УПК) Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенант Александр Шайкин.
- Александр Константинович, для тех, кто видел лишь по телевизору, как симпатичные девушки на пропускном пункте "Москва" проверяют заграничные паспорта у приезжающих-отъезжающих граждан, разъясните популярно, что такое пограничный контроль?
- Внешне это действительно выглядит как проверка документов. Все происходит довольно быстро, хотя на самом деле наши, как вы сказали, замечательные девушки производят очень серьезную не только техническую, но и мозговую работу, определяя, насколько поданные для проверки документы отвечают всем предъявляемым к ним требованиям.
Приведу цифры. В настоящее время органы погранконтроля осуществляют пропуск лиц и транспортных средств в 449 пунктах пропуска, 314 из них (82 авиационных, 100 морских и речных, 36 железнодорожных, 96 автомобильных) открыты для международного сообщения, а на 47 осуществляется упрощенный порядок пропуска. Кроме того, в Армении и Таджикистане, где несут службу российские "зеленые фуражки", действует еще 14 пунктов.
Так вот, анализ ситуации говорит, что количество попыток пересечения границы по чужим, поддельным и незаконно полученным документам с каждым годом увеличивается. Особенно это заметно со стороны граждан ближневосточных и азиатских государств.
- А обнаружение контрабанды?
- Прямую ответственность за это мы как бы не несем, это уже больше входит в обязанности таможенной службы. Но здесь мы работаем в тесном контакте, и на долю пограничников приходится довольно много задержаний как промышленных и сельскохозяйственных контрабандных товаров, так и наркотиков.
- После этого впору задать вопрос об обстановке в пунктах пропуска...
- Если говорить в общем, то она напряженная, динамично развивающаяся. Причем эта напряженность в летний период значительно возрастает: народ устремляется в отпуска, увеличивается и поток зарубежных гостей к нам.
- Какие еще факторы характеризуют обстановку в пунктах пропуска?
- Назову лишь основные. Первое - у нас до сих пор несовершенно законодательство и наблюдается несогласованность нормативных правовых актов, регламентирующих пропуск через границу лиц, транспортных средств, грузов и товаров, а также деятельность государственных органов, осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска. Сюда же можно отнести недостаточную развитость транспортной инфраструктуры и технической оснащенности пунктов пропуска.
Второе - это продолжающееся расширение экономической и демографической экспансии, использование в этих целях легальных и нелегальных каналов въезда и пребывания в России.
Третье - массовое расхищение национальных богатств, вывоз стратегически важных сырьевых ресурсов и товаров.
То есть угрозы безопасности России за последние годы не изменились: это незаконная миграция, контрабанда оружия и наркотиков, стратегического сырья, подакцизных товаров и других материальных средств.
На основе этого вырастает еще один фактор - криминогенный. Преступность весьма активно действует в районах расположения пунктов пропуска. Причем это не какие-нибудь, я извиняюсь, шпана или "авторитеты местного масштаба", это - трансграничная организованная преступность. Попытки втягивания сотрудников органов пограничного, таможенного и других видов контроля в противоправную деятельность не прекращаются.
- Выделяете ли вы наиболее напряженные участки государственной границы?
- Разумеется. Это азербайджанское, казахстанское, литовское, польское, украинское, финляндское и эстонское направления. Здесь наиболее активные пассажире- и грузопотоки. Причем связано это с улучшением общей экономической ситуации в России - раз, и с оживлением приграничных связей с сопредельными государствами - два.
В 2003 году через государственную границу России проследовали без малого 87 миллионов граждан, в том числе около 44 миллионов граждан СНГ (это примерно 49% от общего количества лиц, пересекших границу). За пять месяцев 2004 года эти показатели исчисляются цифрой более 31 миллиона 240 тысяч человек, из которых более 15, 5 миллиона иностранных граждан. Мы ожидаем нарастание потока.
- Если говорить о незаконной миграции, какие здесь особенности?
- С середины 1990-х годов незаконная миграция на воздушных путях международных сообщений перестала носить случайный характер и превратилась в процесс, хорошо организованный преступными группировками как в России, так и за рубежом. Кроме того, можно предположить, что существующие каналы незаконной миграции находятся под контролем иностранных спецслужб и используются ими в своих интересах.
- Есть еще некие турфирмы, которые под видом туристов провозят в Россию рабсилу в лице граждан СНГ...
- Провоз в Россию посредством турфирм для граждан СНГ не характерен. Хотя туризм в ряде случаев является легальным каналом проникновения иностранных граждан третьих стран -незаконных мигрантов как в нашу страну, так и через нее в страны прежде всего Западной Европы и Северной Америки. За шесть месяцев текущего года органами пограничного контроля на законных основаниях не были пропущены через госграницу почти 22, 9 тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства, задержаны 911 человек с чужими и поддельными документами.
Совершенно убежден, что снять проблему незаконной миграции исключительно ужесточением пограничного контроля не удастся. Хотя бы потому, что потенциальные незаконные мигранты, как правило, въезжают в Россию по правильно оформленным, действительным документам. А уж дальше эти люди, которые прибыли якобы знакомиться с достопримечательностями или поступать в вуз, по трудовому договору оказываются за торговыми лотками на рынках и годами нелегально проживают в России. Радует, что в настоящее время в российском миграционном законодательстве произошли существенные изменения на этот счет, созданы дополнительные правовые инструменты, направленные на обуздание потоков незаконной миграции. Я имею в виду прежде всего усиление контроля за пребыванием на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Тем не менее граница тоже имеет свои особые "фильтры". Как вы "вычисляете" нарушителей?
- Вообще-то мы исходим из того, что подавляющее большинство граждан, в том числе и из стран СНГ, следуют в нашу страну с добрыми намерениями. И стараемся не чинить им неудобств в процессе пересечения границы. В настоящее время у нас внедряется автоматизированная система контроля машиносчитываемых паспортно-визовых документов. Кстати, разработана она отечественными специалистами. Ей уже оборудованы пункты пропуска в аэропортах "Шереметьево-2" и "Шереметьево-1", "Домодедово", "Внуково", "Пулково" и некоторых других. Благодаря чему время, затрачиваемое гражданами на прохождение пограничного контроля, сократилось в два-три раза при возросшей при этом эффективности и надежности пограничного контроля. Одновременно внедряется и новая криминалистическая техника, позволяющая с большей достоверностью выявлять "липовые" документы. Однако приходится признать, что пункты пропуска на сухопутном участке, особенно железнодорожные, не в полной мере отвечают международным требованиям - свыше 50% из них попросту не обустроены. В последние год-два введены в строй 10 современных автомобильных пунктов пропуска, а в этом году планируется построить еще 8. Ведутся проектные работы для строительства 6 железнодорожных пунктов пропуска.
Кстати говоря, "запустить" новый пункт пропуска, отвечающий всем международным требованиям, или переоснастить действующий требует немалых затрат. Скажем, переоборудование санкт-петербургских "Пулково-1" и "Пулково-2" современной системой погранконтроля обошлось в 30 миллионов рублей, а строительство "с нуля" железнодорожного пункта пропуска стоит минимум 300-400 миллионов. Замечу еще, что работы велись бы значительно активнее, если бы в федеральном бюджете были предусмотрены целевым назначением финансовые средства на эти цели.
- Движущей силой целого ряда региональных вооруженных конфликтов, в том числе и в России, как известно, являются наркотики...
- Наркоштурмы границы не прекращаются ни на сутки. В пунктах пропуска мы вылавливаем партии от сотни граммов конопли, которую пытаются провезти из Казахстана, до сотен килограммов героина - на одном из пунктов пропуска в Астраханской области при досмотре найдены более 200 килограммов наркотика, ухищренно укрытых в бензобаке автомашины, прибывшей на пароме из Ирана. С Украины и Молдавии ввозят маковую соломку, Афганистан, Средняя Азия, Китай экспортируют марихуану, визитная карточка Латинской Америки - кокаин. Страны "золотого треугольника", Корея, Турция - одаряют героином. "Синтетику" поставляют Индия, Польша, Германия, Пакистан, Азербайджан.
- А поставки оружия уменьшились?
- Попытки отладить каналы ввоза оружия в Россию предпринимаются постоянно. С начала этого года мы перехватили 5 единиц различного оружия и 109 всяких боеприпасов. Криминал у нас пока в разгуле, противостояние в Чечне имеет место быть, поэтому контрабанда оружия и дальше будет приносить баснословные прибыли.
- Расскажите напоследок о проблеме братьев наших меньших, которых в невероятных количествах продолжают как ввозить в Россию, так и вывозить из нее...
- Действительно, в зоомагазинах продаются дорогостоящие птицы, пресмыкающиеся с земноводными и прочая живность. Понятно, что спрос на экзотических животных формируют сами россияне.
Но нас больше беспокоит другое - бизнес, связанный с вывозом из России исчезающих видов животных и их органов. Масштабы его уже настолько серьезны, что дальше некуда. Особенно на Дальнем Востоке, из которого китайские контрабандисты и пособничающие им местные жители вывозят в Китай для "нужд" народной медицины железы кабарги, рога оленя, сушеный трепанг, медвежьи лапы, лягушек, кости и шкуры уссурийского тигра... Этот преступный бизнес исчисляется десятками и сотнями тысяч долларов. Очевидна и угроза хищнического истребления редких растений с той же целью. В этом списке женьшень, папоротник-орляк и другие ценные виды.
Другой аспект - это повышенная опасность для здоровья наших граждан. В соседней Монголии водится степной грызун тарбаган. Шапка из шкурок этого животного, даже кустарно выделанная, стоит в российском приграничье до 1000 рублей. Но кто даст гарантию, что с этими шкурками на территорию России не будут ввезены переносчики опасных заболеваний? А случаи эпидемии сибирской язвы, поразившей крупный рогатый скот в отдельных приграничных с Россией районах Китая года три-четыре назад? Мы тогда предпринимали очень серьезные меры по недопущению ввоза зараженного мяса. Всякие опасные болячки могут завезти нам и попугайчики, и ящерицы, и черепашки...
Добавлю, что с 1999 года действует специальная методика усиления контроля за законностью перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных. Она позволяет в несколько раз повысить эффективность взаимодействия пограничников с другими государственными контрольными органами - таможней, постами санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, непосредственно контролирующими ввоз и вывоз представителей флоры и фауны. Но внедряется она по разным причинам пока недостаточно.
***
Из досье "НВО"
Александр Константинович Шайкин родился в 1958 г. в Оренбурге. Выпускник Голицынского высшего пограничного военного-политического училища им. Ворошилова (1980 г.). Офицерскую службу начинал в Закавказском пограничном округе. Прошел должности от заместителя начальника пограничной заставы по политической части до начальника Владикавказского погранотряда, которым руководил два года. В 1996 г. назначен начальником Отдельного отряда пограничного контроля (ООПК) "Москва". В пограничном главке с 2000 г. С 2003 г. - заместитель руководителя департамента - начальник Управления пограничного контроля организационного департамента Пограничной службы ФСБ России.